Развитие сельского хозяйства
Главная отраслью российской экономики во 2-й половине 19 века остается с/х. Расширялись посевные площади, в результате присоединения следующих территорий: Крым, Северное Причерноморье, Правобережная Украина, Приазовье, Белоруссия, Курляндия, Литва.
Правление Екатерины называют «Золотым веком дворянства» таким образом Екатерина 2, раздавала земли своим фаворитам в Крыму.
Во 2-й половине 18 века 2 основные категории крестьян:
Крепостные монастырские
Государственные
(Частновладельческие)
Время правления Екатерины 2 было временем апогей крепостного права. В 1763 вышел указ по которому на крестьян возлагались расходы по подавлению крестьянских восстаний. В 1765 помещики получили право ссылать крепостных в Сибирь на каторгу, без суда и следствия. В 1767 крестьянам было запрещено жаловаться императрице на своих помещиков.
Барщина достигла 6 дней в неделю. Вырос оброк. Появилась месячина- форма эксплуатации безземельных крестьян, которые раз в месяц получали небольшое жалование за труд.
Развитие промышленности
Промышленность развивается быстрыми темпами. К концу 18 века было уже более 2- х тысяч промышленных предприятий. Этому Манифест 1775 г. О свободе предпринимательства, могли открывать промышленные предприятия все сословия, даже крестьяне.
На первом месте выступала-тяжелая промышленность. Экспорт железа. На Урале добывали медь и золото. Активно развивались стекольная, кожевенная и бумажная отрасли. Сохранялось мелкотоварное кустарное производство. Насчитывалось 630 городов.
Развитие торговли, транспортных путей и денежной системы.
Во 2-й половине 18 века продолжается формирование всероссийского рынка. Строились дороги, каналы, развивались ярмарки. В 1760-1780 гг. началось формирование всероссийского хлебного рынка. Главным торговым партнером была Англия. Активно торговали со Швецией, Францией, Пруссией. Объем экспорта страны увеличился с 13.9 млн. руб. в 1760-до 39.6 млн.руб. в 1790. Оборот внешней торговли вырос по сравнению с 17 веком в 19 раз.
Формируется банковская система. В 1769 начался выпуск бумажных денег-ассигнаций. В Петербурге и Москве созданы банки для обмена медных денег на бумажные. В 1786 учрежден Государственный ассигнационный банк с кредитными функциями.
Из-за расходов на внешнюю политику, флот, армию, растет дефицит бюджета. Императрица обращалась за внешними займами к Голландии и Италии.
Лютер утверждал, что мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность отдаваться вере (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Он отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного писания. Лютер отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христиан в духе смирения, осознания человеком его полной зависимости от милости божьей в деле его души .
Имущества у церкви быть не должно, а то, что есть, следует секуляризи́ровать, т. е. передать светским властям. Священники, по Лютеру, ни чем не отличаются от обычных людей, и в их безбрачии нет никакого смысла. И тем более не нужны монахи…
Свой идеал Церкви Лютер видел в раннем христианстве и предлагал отказаться от церковных таинств и ритуалов, не присущих ему изначально. Он выступил против пышного богослужения на латыни, причём особенно важным был отказ от торжественной мессы (ит. messa – основная католическая церковная служба); именно отношением к мессе католики и в дальнейшем отличались от сторонников Реформации. Лютер осуждал паломничество, почитание икон и мощей святых, а из семи церковных таинств предлагал оставить лишь те два, которые упоминаются в Библии, – крещение и причащение. Со временем он «добрался» и до центра Католической церкви – Святого Престола, подвергнув резкой критике его пороки и претензии.
Признавая в делах веры авторитет только Священного Писания, Лютер, вопреки нормам католицизма, подчёркивал, что сочинения отцов Церкви, решения пап и соборов не имеют обязательной силы. Зато Библия должна быть доступна каждому христианину, а не только священнику, знающему латынь. Лютер перевёл Библию на немецкий язык, и его перевод считается замечательным памятником немецкой словесности XVI столетия.
2)Протестантизм утверждал, что каждый должен сам читать Евангелие и руководствоваться только своей совестью. Не удивительно, что некоторые духовные учителя вычитали там идеи, немного отличные от лютеровских; а совесть требовала от них распространять эти идеи. Так и появились другие ветви протестантизма.
Также нужно помнить, что цвинглианство возникло потому, что Цвинли проповедовал одновременно с Лютером и разрабатывал свои идеи независимо от него.
3)С ростом городов сельское хозяйство стало приносить больше дохода: в городах можно было выгодно продать не только хлеб и мясо, но шерсть и лён. Чтобы иметь деньги для роскошной жизни, феодалы старались получить больше продуктов в своём хозяйстве. Они захватывали общинные земли, запрещали крестьянам собирать хворост в лесу, ловить рыбу в прудах, пасти на лугах скот. Господа заставляли крепостных больше работать на барщине, увеличивали оброк и другие платежи. Кроме того, крестьяне платили налоги князю и десятину церкви.
В то время как в Англии и во Франции крестьяне добились личной свободы, в Германии усиливалась зависимость крестьян от феодалов