Первое вторжение: В 633—652 годах арабы разгромили и покорили Сасанидский Иран.
В 641—642 годах произошло арабское завоевание Египта военачальником Амром ибн аль-Асом.
В 643 году с осадой Дербентаначалось вторжение на территорию, соответствующую современному горному Дагестану.
Первое вторжение в Северную Африку было начато в 647 году. Выйдя из Медины, 20 000 арабов соединились в Мемфисе (Египет) с ещё 20 000 воинов. Командовал арабами шейх Абдуллах ибн Саад. Карфагенский экзарх Григорий объявил независимость своего экзархата от Византийской империи. Он собрал войска и вступил в бой с мусульманами, но был разбит в сражении при Суфетуле (город в 220 км к югу от Карфагена). После гибели Григория Карфаген платил дань арабам. Кампания продлилась ещё пятнадцать месяцев, но в 648 году войска Aбдуллаха возвратились в Египет. К 661 году арабы захватывают все Закавказье, а также Дербент.
Все мусульманские завоевания были скоро прерваны гражданской войной между конкурирующими арабскими фракциями. Гражданская война началась с убийства халифа Усмана в 656 году он был заменен Али ибн Абу Талибом, который в свою очередь был убит в 661 году. За это время из состава Халифата при Византии и Хазарского каганата вышли многие страны Закавказья за исключением Восточной Армении.
2 вторжение: После гражданской войны арабы продолжили завоевания в Северной Африке. В 665 году началось новое военное вторжение в Африканский экзархат. В 689 году новая североафриканская военная кампания была закончена. Армия византийских греков (30 000 солдат) была побеждена в процессе этой кампании. К 40 000 мусульман, начавших эту войну, вскоре прибыли ещё 10 000 арабов во главе с арабским генералом Укбой ибн Нафи. Выйдя из Дамаска, армия почти всю Северную Африку. В 670 году захваченный арабами город Кайруан был перестроен, стал сильной крепостью и основой для дальнейших военных действий. Этот город стал столицей Исламской области Ифрикии (арабское название Туниса). Город-крепость прикрывал прибрежные районы того, что является сегодня Западной Ливией, Тунисом, и Восточным Алжиром. После обустройства Кайруана арабы снова продолжили завоевание Магриба (так называли арабы северо-западную Африку). В процессе завоевания Магриба Укба ибн Нафи захватил прибрежный город Буджия и современный город Танжер. Оба города когда-то входили в состав римской Мавретании.
Но Укба не смог долго удерживать завоеванные земли. В тылу его армии вспыхнуло восстание берберов. Вскоре его отозвали назад вместе с его войском на подавление этого восстания. В одном из сражений против греко-африканских мятежников Укба ибн Нафи погиб. На его место пришёл новый полководец Зухейр, но он также погиб в борьбе с мятежниками. Константинополь к тому времени уже успел послать в Африку большое войско.
Тем временем новая гражданская война вспыхнула в Аравии и Сирии. Завоевательные походы арабов снова были приостановлены.
3 вторжение: К 709 году вся Северная Африка находилась под контролем Арабского халифата. Единственным исключением был город Сеута. Завоевание Северной Африки позволило арабам подготовить плацдарм для нападения на Испанию. Несколько лет Муса военными и дипломатическими подготавливал это вторжение. В 711 году Тарик ибн Зияд, арабский военачальник, был отправлен Мусой для завоевания Испании.
В отличие от многих других завоёванных мест арабы смогли прижиться в Северной Африке, где они до сих пор составляют большинство населения.
В IX—X веках Арабский халифат переживал упадок. Спустя некоторое время началась серия Крестовых походов за возвращение влияния христиан на Ближнем Востоке. Казалось, что Европа снова обрела силу. Но Крестовые походы завершились изгнанием европейцев с Ближнего Востока. Вскоре появилась новая мусульманская сила — Османская Турция, которая фактически продолжила исламские завоевания.
Қазақ халқына кеңінен танымал көркем жырлардың бірі — «Қыз Жібек» жыры. Қазақ халқының салт-дәстүрі мен әдет-ғұрпын, дүниеге көзқарасын, ұғымын білдіретін әңгеме.
«Қыз Жібек» жыры, әңгімесі қазақ хылқының сол кездегі көшпелі салтын білдіреді, сондай салт, сондай дәстүр орнаған қоғамда туып-өскен адамның көзқарасы қандай екенін көрсетеді. Ескі көшпелі өмірдің сұлу табысы деп бағалауға сай жырлардың бірі- «Қыз Жібек» екені даусыз.
Жырдың халық арасына кең тараған да, аз тараған да нұсқалары бар. Бірақ барлық нұсқалары мен версияларына ортақ бір сюжеттің бары анық. Жырдың қысқаша әңгімесі мынадай. Ертерек заманда Жағалбайлы деген елдің Базарбай деген байы болады. Оның Төлеген, Сансызбай атты екі ұлы болады. Базарбай асқан байлығымен танымал болса да екі ұлына қыз айттырмайды, есейгенде қылыңдықты өздері табады деп ойлайды. Төлеген ер жетіп, жігіт болған соң маңайдағы елден өзіне лайық қыз іздеуді бастайды.
Ешқандай сұлу ұнамай жүрген кезде, сондай бір алыс елде Қыз Жібек деген сұлу бар екенін естиді. Қыздың салтанаты мен келбетінің асқан сұлу екендігін және ол да өзіне лайық жігіт таппай жүргендігін естіп, жүз жылқы айдап, қыздың елін іздеп кетеді. Арада көп уақыт өтеді, сұлу қызы бар деген елдерге сый-сыйапат жасап, даңқын шығарып жүреді.
Аяғында Қыз Жібектің ағасы, ақылшысы болып жүрген Қаршыға деген адамға кез болады. Қаршыға Төлегенді көшінің соңынан ертіп, қарындасын көрсетпекші болады. Көш бойынан талай сұлуды көреді. Жібек қыздардың ішінде болмайды, ол көштің алдында, ақ күйменің ішінде, ешкімге көрінбей жеке кетіп барады екен. Қуып жеткен Төлегенге Жібек жүзін көрсетеді де, Төлеген – күйеу, Жібек -қалыңдық болып, біраз уақыт бірге болады.
Откен шак:Биз былтыр музеиге бардык.Окушылар жазгы каникулда саяхатка барды.Откен аптада кыздар болып кыдырдык.Биздин сынып откен оку жылын жаксы аяктады.
Осы шак:Бугун бала бакшада президент кунине арнап ашык сабак болды.Гульнур коилек сатып алды.Жумысшылар бугунги кунди жаксы аяктады.