19 век считают "золотым веком " русской литературы. Карамзин, Радищев,Жуковский, Батюшков, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский , Толстой, Чехов - вот неполный список имен, известных всему миру.
В начале 19 века у русских писателей проявляется интерес к переживаниям и чувствам простого человека. Так появляется " Бедная Лиза" Карамзина и " Путешествие из Петербурга в Москву ( первое - описание судьбы цветочницы. во втором дается авторское впечатление о бедственном положении крестьян в России. Направление называлось " сентиментализм", и в нем прослеживалась социальность. Жуковский, Батюшков были романтиками. Их необыкновенные герои действовали в неожиданных обстоятельствах, совершали подвиги и эффектно погибали, Пушкин путь от подражания классицистам до романтизма ( " Кавказский пленник", " Бахчисарайский фонтан") и реализма ( " Евгений Онегин" , " Капитанская дочка" и " Дубровский"). Он впервые в мире в стихах ,обращая внимание на русский быт и окружающую среду, создал образ " лишнего человека"( Евгения Онегина ) , который , будучи умным,достаточно образованным, так и не смог найти себя в жизни. Углубил ту же тему М. Ю. Лермонтов. В " Герое нашего времени" отразился век, и современный ЧЕЛОВЕК изображен довольно верно. Писатель и поэт призвал читателей изучать собственную душу для того, чтобы оставить последующим поколениям память о себе ( " психологический реализм ). Пушкин, Гоголь. Достоевский развивали тему " маленького человека". Вырин, Башмачкин , Девушкин - простые незаметные , любящие трудиться люди, но невезучие ( Вырин брошен дочерью. у Башмачкина "забрали" мечту (украли купленную на последние деньги шинель), а Девушкин потерял навсегда прекрасную девушку, которой был хорошим другом, но так и не сказал о чувствах). Тургенев развивает реалистические традиции литературы и создает типичных деятельных, социально-активных персонажей, давая им авторскую оценку через поступки ( Инсаров, Базаров). Его " тургеневские девушки" - нежны и верны,обстоятельны и целеустремленны. Они готовы быть не просто хозяйками в поместье, но и наравне с мужчинами едут защищать другую страну . ( роман " Накануне"). Русские писатели совершенствовали и художественные приемы подачи материала. Так Мармеладов, Раскольников, Разумихин( герои Достоевского) из " Преступления и наказания ") показаны не только через внешнюю среду, но и через внутренние монологи, раскрывающие их "двоемирие"). Лев Толстой через " диалектику души " своих неординарных персонажей достигает "эпохальности", значимости каждого из них в истории( " Казаки", " Война и мир", " Воскресенье "). Чехов делает то же самое через маленькие рассказы, а также через пьесы " Чайка", " Вишневый сад.". Будущее - за молодыми, полными сил , которые не просто желают добра, но и делают его. Бунин был последним русским классическим писателем и поэтом ( " Деревня", " Листопад") . Первую треть 20 века назовут уже "серебряным веком".Но это уже другая эпоха и иная литература.
1. В своем стихотворении "Звезда полей" Николай Рубцов описывал холодное звездное небо своей малой Родины - Архангельской области. Долгими зимними ночами звезды указывали, откуда ждать света, были проводниками морякам и охотникам в пути. 2. Звезда полей является для автора символом Родины, тем ориентиром, куда обращает он свой взгляд. Находясь далеко от дома, поэт, глядя на знакомую звезду, вспоминает родную землю, свою нелегкую жизнь. Это придает ему вдохновение и силы двигаться вперед. 3. Одновременно в произведении повторяется образ тьмы. Она олицетворяет трудные периоды в жизни людей, городов, стран. Но путеводная звезда указывает направление, выводит из мрака. 4. Каждый человек, оказавшийся во тьме, будь то тоска по Родине, личные переживания, тревога за судьбу страны или творческий кризис, причисляется Рубцовым к "тревожным жителям земли". 5. Художественной идеей произведения является патриотизм. Любовь к родине, верность ей - являются путеводной звездой для каждого человека.
Стихотворение относится к лирике 1910-1913 гг. , периоду сложной жизни поэта, когда им было написано более 60 стихов. Является первым опубликованным стихом поэта (1914 г. , под псевдонимом Аристон, журнал для детского чтения «Мирок») . Основная тема - показать красоту зимней березы. Есенинская строфа - описание зимней березы с присущими ей русскими приметами и многими предметными деталями. В стихотворении чувствуется патриотическое чувство любви к Родине, ее скромной, внешне неброской природе. Чувство Родины - основное во всем творчестве Есенина. Воспеваемая здесь природа очеловечена: она дышит, двигается, печалится как человек. Традиционно воспеваемая в устном народном творчестве береза является сквозной в творчестве поэта. Автор использует силлабо-тоническое стихосложение. Можно предположить наличие здесь двусложных стоп, метра - ямба. Далее проводя анализ этого стихотворения, заметны точные (окном - серебром) рифмы, а также - неравносложные (кругом - серебром) , открытые (огне - тишине) и закрытые (каймой - бахромой) , мужские (тишине - огне) , но все они перекрестные (абаб) . По количеству строф стихотворение является четверостишием (катрен) . Основной образ произведения - зимняя береза (образ-персонаж) . Поэт одушевляет ее с образом женщины. Также в стихотворении заметен образ зимы - синонима смерти и смертной тоски в творчестве поэта. Есенин хотел показать печаль женского увядания. Есенин видит березу обостренно, при определенном освещении. В результате один образ ассоциативно рождает другой. Образующие строки слова, взятые в отдельности не образны. Но, организованные определенным они создают поэтический, образный текст и сами становятся образными. Стихотворение относится к пейзажной лирике. Содержит в основном общеупотребительные слова, но под пером поэта они эмоционально действенны. У него поразительно зоркий и обостренно-пристальный взгляд на природу. Исходя из совершенства языковой формы, гармонии содержания и формы, ясности, четкости, лаконизма, изящества, простоты и стройности словесного выражения, можно утверждать, что здесь проявляется эстетическая функция языка. Стихотворение многокрасочно. В нем есть как любимые цвета поэта (белый, серебряный) , которые передают радостное, свежее, элегически-задумчивое восприятие мира, так и золотой - символ яркой, но уже увядающей гаммы осени. Поражает также переливы цветов, их тонкая нюансировка, переход одного цвета в другой, их смешение и образование на их основе нового цвета. Есенин, рисуя картины природы, всегда называет цвета, в которые она окрашена. Это он делает для того, чтобы читатели могли лучше представить то, о чём он пишет. Есенин сравнивает опушенные снегом кисточки берёзовых веток с белой бахромой. Поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приёмы: в первой строфе, когда берёза принакрылась снегом, точно серебром - сравнение, а в последних строках стихотворения, когда заря обсыпает ветки новым серебром, тоже есть сравнение, но оно как бы скрыто. Поэт не говорит, что заря обсыпает ветки снегом, точно серебром. Он сразу называет снег серебром, надеясь на нашу догадливость. Это скрытое сравнение - метафора. Поэт пишет, что снежинки горят в золотом огне. Здесь употреблено слово горят в переносном смысле. Это слово часто употребляется в переносном значении. Мы говорим, например, глаза горят. Снежинки не могут, конечно, гореть, как дрова. А под выражением золотой огонь поэт подразумевает свет зари. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом. Долго стоит берёза в сонной тишине - от утренней зари до вечерней. Именно так, нам кажется, надо понимать слова - обходя кругом. Сначала заря была на востоке, а затем - на западе. Также Есенин называет зарю ленивой, это потому, что зимой заря начинается позже, чем летом, будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо. Несмотря на небольшой объем произведения, язык его богат, обладает народностью.
19 век считают "золотым веком " русской литературы. Карамзин, Радищев,Жуковский, Батюшков, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский , Толстой, Чехов - вот неполный список имен, известных всему миру.
В начале 19 века у русских писателей проявляется интерес к переживаниям и чувствам простого человека. Так появляется " Бедная Лиза" Карамзина и " Путешествие из Петербурга в Москву ( первое - описание судьбы цветочницы. во втором дается авторское впечатление о бедственном положении крестьян в России. Направление называлось " сентиментализм", и в нем прослеживалась социальность. Жуковский, Батюшков были романтиками. Их необыкновенные герои действовали в неожиданных обстоятельствах, совершали подвиги и эффектно погибали, Пушкин путь от подражания классицистам до романтизма ( " Кавказский пленник", " Бахчисарайский фонтан") и реализма ( " Евгений Онегин" , " Капитанская дочка" и " Дубровский"). Он впервые в мире в стихах ,обращая внимание на русский быт и окружающую среду, создал образ " лишнего человека"( Евгения Онегина ) , который , будучи умным,достаточно образованным, так и не смог найти себя в жизни. Углубил ту же тему М. Ю. Лермонтов. В " Герое нашего времени" отразился век, и современный ЧЕЛОВЕК изображен довольно верно. Писатель и поэт призвал читателей изучать собственную душу для того, чтобы оставить последующим поколениям память о себе ( " психологический реализм ). Пушкин, Гоголь. Достоевский развивали тему " маленького человека". Вырин, Башмачкин , Девушкин - простые незаметные , любящие трудиться люди, но невезучие ( Вырин брошен дочерью. у Башмачкина "забрали" мечту (украли купленную на последние деньги шинель), а Девушкин потерял навсегда прекрасную девушку, которой был хорошим другом, но так и не сказал о чувствах). Тургенев развивает реалистические традиции литературы и создает типичных деятельных, социально-активных персонажей, давая им авторскую оценку через поступки ( Инсаров, Базаров). Его " тургеневские девушки" - нежны и верны,обстоятельны и целеустремленны. Они готовы быть не просто хозяйками в поместье, но и наравне с мужчинами едут защищать другую страну . ( роман " Накануне"). Русские писатели совершенствовали и художественные приемы подачи материала. Так Мармеладов, Раскольников, Разумихин( герои Достоевского) из " Преступления и наказания ") показаны не только через внешнюю среду, но и через внутренние монологи, раскрывающие их "двоемирие"). Лев Толстой через " диалектику души " своих неординарных персонажей достигает "эпохальности", значимости каждого из них в истории( " Казаки", " Война и мир", " Воскресенье "). Чехов делает то же самое через маленькие рассказы, а также через пьесы " Чайка", " Вишневый сад.". Будущее - за молодыми, полными сил , которые не просто желают добра, но и делают его. Бунин был последним русским классическим писателем и поэтом ( " Деревня", " Листопад") . Первую треть 20 века назовут уже "серебряным веком".Но это уже другая эпоха и иная литература.