Станционный смотритель
В одном пристанционном грязном городке жил дед Самсон Вырин. Робил он на железной дороге смотрителем. Всё смотрел и смотрел, то туда, то сюда… До того довертел башкой, что рехнулся на этой почве и придя домой, после очередного захода в трактир, набрасывался на свою жёнку с кулаками. Мол де она и щи не так сварила и солонку не туда поставила, и рюмку водки не припасла, стерва! Дочь была у них, Дуня. До того страшная, сопливая и косая, что прямо ужас. А уже пора было замуж выдавать, а то уже сил не было никаких кормить эту обормотку, язви её в душу-то. В один прекрасный день, Самсон перекрыл шлагбаумом пути, чтобы очередной эшелон с колчаковцами и не заметил, как через шлагбаум норовит проскочить повозка, запряжённая в ободранную, облезлую кобылу с ямщиком на облучке и студентом Илюхой внутрях. Это ехал к себе домой на каникулы маменькин сынок, закутавшись в серую шинель и натянув картуз по самые брылы, подмяв под себя замёрзшие копыта, обтянутые не пойми чем. Натужно гудя, паровоз пронёсся прямо по несчастной кобылёжке, подмяв под себя все остатки оные, но не задев при этом кучера со студентом. Те вывалились с кошевы в разные стороны и ошалев от счастья, что выжили, побежали, ничего не видя перед собой, на огонёк, мерцающий не так далече. Вырин, от такой наглости повозки, не мог вымолвить ни слова и только хлопал своими руками по хилым ляжкам, и громко матерился. Смена его подходила к концу и Самсон поплёлся в трактир залить «горькой» свой страх, судорожно копаясь трясущимися руками в дырявых карманах. В дыму от цыгарок и слабом свете ламп он увидел своих бедолаг и подсел к ним. Те уже довольно много приняли на грудь и громко рассуждали о происшествии на железной дороге. «Налейте-ка мне, сволочи, мать вашу таку-то, а то в кутузку сдам, как нарушителей проезда через шлабаум!» Те испужались и плеснули ему в кружку, после чего Самсон обратил внимание на Илюху, увидев в нём сразу жениха своей непутёвой Дуньке… По заснеженной дороге, при свете половинки луны, медленно плелись три фигуры, гнусавя какую-то цыганщину, типа, шумел камыш, прямо к дому Самсона, где в это время его жёнка гонялась за котярой, стащившего куриную голову прямо со стола, а Дуня, задрав свой тощий зад, уставившись в заледеневшее маленькое окно, напрасно пыталась высмотреть своими белёсыми глазёнками своё счастье.
2. Островскому-драматургу свойственен глубокий психологизм, он мастерски изображает «натуру» персонажа.
3. В этом городе атмосфера заброшенности и постоянных конфликтов. Все люди сопротивляются друг другу. Нет того, чтобы объединило бы чужих людей. Все живут исключительно для себя. Предательство, ненависть, сварливость, насилии над чужой волей.
4. Под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он начинает лгать, хитрить, изворачиваться.
5. По мнению автора пьеса "Гроза" является решительным и резким произведением, так как Островский сумел раскрыть тему, которую раньше боялись касаться. Александр Николаевич открыто выражает свое мнение о высшем свете, светском обществе.
6. Женщина решается умереть, потому что ее война против общества бесполезна. А порядки того времени было таким, что женщина ‒ эта та же крепостная, которая не имеет права на любовь, уважение и выражение своего мнения. Девушек выдавали замуж без любви, они всю жизнь терпели к себе грубое отношение, не работали и не могли развестись, так как это большой позор.
А Катерина такой не была. Она смело доказала всем, что женщина ‒ это тоже человек, наравне с мужчиной имеющая право на любовь и на то, чтобы с ее мнением считались, уважали.
7. Взаимоотношения Катерины и Тихона Кабанова из произведения Островского “Гроза” представляют собой крайне сложный контакт: оба героя не любят друг друга, а проживают в браке лишь потому, что не обладают собственной волей перед Кабанихой.
8. Тихон с детства приучен к беспрекословному подчинению, он во всем слушается ее, безропотно делает все, что она ему прикажет. и с радостью сбегает с дома при первой возможности, хоть на немного сбрасывая ярмо со своей шеи. он по-своему любит жену, но развиться чувству не дает страх перед матерью, характер он проявляет только после Катерины, обвиняя мать в смерти жены.
9. Слабовольный приезжий юноша, готовый поступиться своими моральными принципами ради получения денег.
10. Гроза, по словам Добролюбова, самое решительное произведение Островского, ибо она знаменует собой близкий конец самодурной силы. Центральный конфликт драмы - столкновение героини, отстаивающей свои человеческие права, с миром темного царства- выражал существенные стороны народной жизни в пору революционной ситуации.