м. а. булгаков - талантливый писатель, творивший в начале xx века. в его творчестве особо выделялась такая тенденция , как «борьба с чертом». в этом смысле м. а. булгаков является как бы продолжателем традиций н. в. гоголя в изображении черта и ада - места его обитания. сам автор говорил о романе «мастер и маргарита»: «пишу роман о дьяволе». традиции же гоголя ярче всего проявились именно в этом произведении писателя.
например, у гоголя в «мертвых душах» окрестности города n предстают перед нами как ад - с его непонятным временем года, с его мелкими чертями, но сам дьявол в открытую не представлен. у булгакова в его романе дьявол зрим в действии, а конкретный город москва становится временным местом его обитания. «москва отдавала накопленный в асфальте жар, и было ясно, что ночь не принесет облегчения». ну разве это не адово пекло! день выдался непривычно жаркий, и в этот день появился воланд, он как бы принес с собой эту жару.
еще у булгакова есть такой важный момент, как описание луны в небе. герои постоянно смотрят на луну, и она как бы подталкивает их на какие-то мысли и поступки. иванушка бросил писать стихи, мастер, глянув на луну, приходил в беспокойство. она присутствует в романе, точно языческая богиня. и вместе с тем луна - круг, а круг у гоголя - символ вечности, неизменности, замкнутости происходящего. возможно, булгаков с этой детали хотел показать, что в москве .все то же самое, что уже было в древние времена? те же люди, характеры, поступки, добродетели и пороки?
или вспомним сцену сатаны. это уже явно скопище чертей. хотя нет, не совсем чертей - скорее «мертвых душ». конченые люди, уже даже и не люди - нелюди, нечисть, мертвецы. булгаков как бы продолжил гоголя: те мертвые души, которые чичиков собирал, чтобы «воскресить», здесь собраны и оживлены. у булгакова главное условие оживления, воскрешения души - вера. воланд говорит голове берлиоза: «есть среди них (теорий) и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере». после чего берлиоз уходит в небытие. он никогда после смерти не попадет на воланда, хоть и грешил достаточно. дабы быть затем гостем на этом жутком торжестве, да и убит он был посредством его происков. вот способ воскрешения души, который предлагает воланд: каждому будет дано по его вере. и этот способ оказывается самым действенным из всех, предложенных и гоголем, и булгаковым.
есть здесь еще один момент сходства - игра в шахматы воланда и бегемота напоминает партию в шашки ноздрева и чичикова. бегемот тоже жульничает. его король по подмигиваниям «понял, наконец, чего от него хотят, вдруг стащил с себя мантию, бросил ее на клетку я убежал с доски». но тем самым бегемот, в отличие от ноздрева, признает свое поражение. эту игру можно рассматривать как символический поединок между добром и злом, но зло из-за «предательства» бегемота побеждаем. это скрытый намек на предательство пилата и распятие иешуа. но зло не царит в мире безраздельно, и серебристая лунная дорога символизирует собой вечность добра.
вот вкратце, , те основные параллели, которые можно провести между «мертвыми душами» н. в. гоголя и романом булгакова «мастер и маргарита», созданным значительно позже, однако той же силой воздействия на читателя, что и великое творение гения xix века.
Основа событий такова. в 1184 году к юго-восточной границе земли подступила большая орда половцев. навстречу им вышел великий князь киевский святослав всеволодович. на реке ореле, левом притоке днепра, святослав неожиданно напал на половцев, нанес им тяжелое поражение и взял в плен половецкого хана кобяка с сыновьями. игорь же не смог в это время присоединиться к святославу. он тяжело переживал свою неудачу: ему не удалось участвовать в победе, не удалось доказать своей преданности союзу князей. вот почему в следующем, 1185, году он, "не сдержав юности", двинулся в поход против половцев.окрыленный победой святослава, он ставит себе безумно смелую — собственными силами "поискать" старую тмутаракань, когда-то подвластную его деду олегу "гореславичу". он решается дойти до берегов черного моря, уже почти сто лет закрытого для руси половцами. высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой — — все это двигало им в походе. в этом черты особого трагизма похода игоря. подробности похода игоря освещены в летописях.игорь выехал из новгорода-северского во вторник, 23 апреля 1185 года. вместе с ним в поход выступили его сын владимир и племянник святослав ольгович. они поехали по направлению к дону. у реки донец игорь увидел солнечное затмение, что предвещало беду. застать половцев врасплох не удалось. игорю советовали либо идти быстрее, либо возвратиться, на что князь ответил: "если нам не бившися возвратиться, то срам нам будет хуже смерти".в пятницу полк игоря столкнулся с небольшим отрядом половцев. те не ожидали нападения и бросились бежать. игорь догнал их и захватил богатую добычу.на рассвете следующего дня лагерь оказался окружен половцами. завязалась сеча, князь был ранен. до позднего вечера отбивалась дружина игоря от половцев.наутро следующего дня не выдержали половецкого натиска и побежали. игорь поскакал остановить бегущих, даже снял шлем, чтобы дружина могла его узнать, но ничего не добился. на расстоянии полета стрелы от своего войска он был схвачен половцами. в плен попали все князья, часть дружины успела бежать, а часть была перебита. так бесславно кончился поход игоря. это был первый случай, когда князья попали в плен.произошло то, чего так опасался князь святослав: земля стала жертвой нового половецкого нашествия. когда святослав узнал о беде игоря, он горько вздохнул и сказал со слезами: "милая моя братия, сынове и мужи земли ! не сдержали вы юности своей, отворили вы ворота половцам на землю ".совместными усилиями князьям удалось отбросить половцев обратно в степь. игорь между тем томился в плену и каялся, считая, что не вражеская, а божья сила за грехи "обломила" его дружину. с половчанина оврула ему удалось бежать из плена.он перешел вброд реку, сел на коня и помчался, как говорит летопись, на родину. конь его пал в пути, одиннадцать дней игорь пешком шел к донцу и, наконец, прибыл в новгород-северский.эти события, описанные в ипатьевской и лаврентьевской летописях, и дали автору "слова о полку игореве" сюжет. скорбь о постигшей родину беде, горькое раздумье о судьбах земли, терзаемой степными кочевниками, желание найти выход из создавшегося положения — такова основная тема "слова". автор пытается дать политическую и художественную оценку событий, он считает поражение игоря одним из следствий отсутствия единения между князьями. основная идея "слова" — страстный призыв князей к единению. эта идея получает воплощение во всей художественной структуре произведения, в его сюжете и композиции.
Зевс - метатель грома апполон - хранитель, наук и искусства. посейдон - повелитель морей, бурями и штормами. арес - бог войны аид - повелитель подземного царства кронос - отец зевса, нептуна и аида, верховное божество, бог земледелия, позднее, в эллинистический период, отождествлялся с богом, персонифицирующим время афродита - богиня красоты и плодородья герои: геракл - полубог, смертный с силой бога самсон - сила его в волосах антей - сын земли, при соприкосновению с землёй становился сильнее пеерсей - смелый воин ахилес - один из лучших войнов, по легенде был не уязвим за исключением левой пятки
например, у гоголя в «мертвых душах» окрестности города n предстают перед нами как ад - с его непонятным временем года, с его мелкими чертями, но сам дьявол в открытую не представлен. у булгакова в его романе дьявол зрим в действии, а конкретный город москва становится временным местом его обитания. «москва отдавала накопленный в асфальте жар, и было ясно, что ночь не принесет облегчения». ну разве это не адово пекло! день выдался непривычно жаркий, и в этот день появился воланд, он как бы принес с собой эту жару.
еще у булгакова есть такой важный момент, как описание луны в небе. герои постоянно смотрят на луну, и она как бы подталкивает их на какие-то мысли и поступки. иванушка бросил писать стихи, мастер, глянув на луну, приходил в беспокойство. она присутствует в романе, точно языческая богиня. и вместе с тем луна - круг, а круг у гоголя - символ вечности, неизменности, замкнутости происходящего. возможно, булгаков с этой детали хотел показать, что в москве .все то же самое, что уже было в древние времена? те же люди, характеры, поступки, добродетели и пороки?
или вспомним сцену сатаны. это уже явно скопище чертей. хотя нет, не совсем чертей - скорее «мертвых душ». конченые люди, уже даже и не люди - нелюди, нечисть, мертвецы. булгаков как бы продолжил гоголя: те мертвые души, которые чичиков собирал, чтобы «воскресить», здесь собраны и оживлены. у булгакова главное условие оживления, воскрешения души - вера. воланд говорит голове берлиоза: «есть среди них (теорий) и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере». после чего берлиоз уходит в небытие. он никогда после смерти не попадет на воланда, хоть и грешил достаточно. дабы быть затем гостем на этом жутком торжестве, да и убит он был посредством его происков. вот способ воскрешения души, который предлагает воланд: каждому будет дано по его вере. и этот способ оказывается самым действенным из всех, предложенных и гоголем, и булгаковым.
есть здесь еще один момент сходства - игра в шахматы воланда и бегемота напоминает партию в шашки ноздрева и чичикова. бегемот тоже жульничает. его король по подмигиваниям «понял, наконец, чего от него хотят, вдруг стащил с себя мантию, бросил ее на клетку я убежал с доски». но тем самым бегемот, в отличие от ноздрева, признает свое поражение. эту игру можно рассматривать как символический поединок между добром и злом, но зло из-за «предательства» бегемота побеждаем. это скрытый намек на предательство пилата и распятие иешуа. но зло не царит в мире безраздельно, и серебристая лунная дорога символизирует собой вечность добра.
вот вкратце, , те основные параллели, которые можно провести между «мертвыми душами» н. в. гоголя и романом булгакова «мастер и маргарита», созданным значительно позже, однако той же силой воздействия на читателя, что и великое творение гения xix века.