Произведение И.С.Тургенева «Бежин луг» повествует читателю о нечистой силе, вера, существование которой широко распространена в народе. Повествование ведется от лица автора. Автор охотится в лесу. Настреляв дичи, собирается домой. Однако из-за темноты сбивается с пути и выходит к Бежину лугу. На лугу горит костер, вокруг него сидят деревенские ребята: Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня. Они пригнали табун на ночной выпас. Автор присаживается к костру. Ребята варят в котелке картошку и ведут разговор о нечистой силе и ее проделках. Костя рассказывает историю о местном плотнике, весьма угрюмом человеке. Невеселый нрав плотника объясняется случаем, произошедшим с ним, когда он ходил в лес за орехами. Плотник заблудился и задремал. Ночью он проснулся и увидел перед собой русалку. Испугавшись, он перекрестился, а русалка заплакала. Она поведала плотнику, что теперь он не сможет жить с ней до конца своих дней в веселье, а до конца жизни будет печалиться. С тех пор плотник стал угрюмым. Илюша рассказывает историю о человеке, утонувшем в местном пруду. Проезжая ночью мимо пруда, псарь Ермила увидел на отмели белого барашка. Он решил взять его с собой. По дороге он заметил, что барашек глядит прямо ему в глаза. Чтобы успокоиться, Ермила начинает гладить барашка и говорить: «Бяша, бяша». В ответ барашек оскалил зубы и сказал тоже: «Бяша, бяша»… Дети рассказывают о волках, об оборотнях, о покойниках. Илюша говорит о том, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. Говорит о некой бабке Ульяне, которая видела на паперти мальчика из деревни. Вскоре мальчик этот умер. Затем разговор заходит о солнечном затмении, которое было недавно. Крестьяне ждали, что придет «Гришка», такой человек, который является в «последние времена» и соблазняет народ христианский. Но Гришка не пришел, хотя некоторые, желая его увидеть, выбежали в поле и на улицу. Наступает утро. Ребята начинают говорить об утопленниках и водяных, которые, якобы затягивают людей под воду. Автор встает и уходит от костра. Так завершается произведение И.С.Тургенева «Бежин луг».
Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в Мёртвых душах.Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, гвоздик или подкову, он обращает в пыль и прах всё своё богатство: тысячами пудов гниёт хлеб, пропадает множество холстов, сукон, овчин, дерева, посуды. Заботясь о ничтожной мелочи, проявляя грошовую скаредность, он теряет сотни и тысячи, пуская по ветру своё состояние, разоряя семью и дом, родовое поместье.Полностью соответствует образ Плюшкина картине его имения, которая предстаёт перед читателем. Тот же распад и разложение, абсолютная утрата человеческого образа: хозяин дворянской усадьбы выглядит, как старая баба-ключница. А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! В этот период своей истории он как бы соединяет в себе наиболее характерные черты других помещиков: у него учились хозяйствовать, как у Собакевича, он был примерный семьянин, как Манилов, хлопотлив, как Коробочка. Однако уже на этом этапе жизни Плюшкин сравнивается с пауком: … везде, во всё входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал… по всем концам своей хозяйственной паутины. Запутавшись в сетях хозяйственной паутины, Плюшкин начисто забывает о душе своей и чужой. Не зря наблюдательный Чичиков в разговоре с ним спешит заменить слова добродетель и редкие свойства души на экономию и порядок.Моральная деградация Плюшкина происходит не столько в силу биографических причин (смерть жены, бегство старшей дочери, ослушание сына, наконец, смерть последней дочери), сколько потому, что человеческие чувства, которые… не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине. Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в безразличии к собственной душе. Горестны рассуждения автора о постепенном охлаждении, очерствении человеческой души, которыми он открывает главу о Плюшкине. Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков. Он являет собой последнюю ступень нравственного падения. Почему не Манилов, не Собакевич, не Коробочка названы страшным гоголевским словом прореха на человечестве, а именно Плюшкин? С одной стороны Гоголь рассматривает Плюшкина, как явление уникальное, исключительное в русской жизни. С другой стороны – его роднят с героями поэмы бездуховность, мелочность интересов, отсутствие глубоких чувств и возвышенность мыслей. В ряду мёртвых обитателей, страшных неподвижным холодом души своей и пустотой сердца. Плюшкин занимает достойное место как логическое завершение процесса расчеловечивания человека. Известно, что Гоголь лелеял мечту о возможности воскрешения подобных мёртвых душ силой нравственной проповеди. Но великая Трагедия Гоголя заключалась, по мысли Ю.Айхенвальда, в том, что создание прекрасных и простых образов… создание человеческого величия не даётся ему. Здесь он не творец, здесь он бессилен.
Повествование ведется от лица автора.
Автор охотится в лесу. Настреляв дичи, собирается домой. Однако из-за темноты сбивается с пути и выходит к Бежину лугу. На лугу горит костер, вокруг него сидят деревенские ребята: Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня. Они пригнали табун на ночной выпас. Автор присаживается к костру. Ребята варят в котелке картошку и ведут разговор о нечистой силе и ее проделках.
Костя рассказывает историю о местном плотнике, весьма угрюмом человеке. Невеселый нрав плотника объясняется случаем, произошедшим с ним, когда он ходил в лес за орехами. Плотник заблудился и задремал. Ночью он проснулся и увидел перед собой русалку. Испугавшись, он перекрестился, а русалка заплакала. Она поведала плотнику, что теперь он не сможет жить с ней до конца своих дней в веселье, а до конца жизни будет печалиться. С тех пор плотник стал угрюмым.
Илюша рассказывает историю о человеке, утонувшем в местном пруду. Проезжая ночью мимо пруда, псарь Ермила увидел на отмели белого барашка. Он решил взять его с собой. По дороге он заметил, что барашек глядит прямо ему в глаза. Чтобы успокоиться, Ермила начинает гладить барашка и говорить: «Бяша, бяша». В ответ барашек оскалил зубы и сказал тоже: «Бяша, бяша»…
Дети рассказывают о волках, об оборотнях, о покойниках. Илюша говорит о том, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. Говорит о некой бабке Ульяне, которая видела на паперти мальчика из деревни. Вскоре мальчик этот умер. Затем разговор заходит о солнечном затмении, которое было недавно. Крестьяне ждали, что придет «Гришка», такой человек, который является в «последние времена» и соблазняет народ христианский. Но Гришка не пришел, хотя некоторые, желая его увидеть, выбежали в поле и на улицу. Наступает утро. Ребята начинают говорить об утопленниках и водяных, которые, якобы затягивают людей под воду. Автор встает и уходит от костра.
Так завершается произведение И.С.Тургенева «Бежин луг».