Дружба и любовь для П.- спутники юности , они возникают в «вихре жизни молодой» и сопровождают человека всю жизнь. Потребность П. в дружеском общении, в понимании и поддержке друзей была столь же неизменной, как и потребность любить и быть любимым. Многие стихотворения посвящены самым близким по духу людям - лицеистам : И.И.Пущину, А.А.Дельвигу, В.К.Кюхельбекеру) «неизменному другу» П.Я.Чаадаеву и другим. Но дружбу П. понимал не только как отношения , возникающие между двумя людьми. «Дружество» для него- это целый круг людей, близких «по судьбе», это «братство», «наш союз», сложившийся еще в лицее. Манифест дружбы- седьмая строфа стихотворения «19 октября», написанного в 1825 г. в Михайловском Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз… Дружба лицеистов не зависит ни от прихотей «судьбины», ни от переменчивого счастья. «Родина» лицейского братства - Царское Село, место, где «под сенью дружных муз» лицеистов свела сама судьба Дружбу П. понимал и как «сладостный союз», связывающий между собой поэтов. В послании «К Языкову» (1824) указана основа этого союза : творчество, вдохновение: Они жрецы единых муз; Единый пламень их волнует; Друг другу чужды по судьбе, Они родня по вдохновенью. В стихотворениях и друзьях и дружбе неизменно возникает философский мотив судьбы. В «19 октября» размышления и дружбе и друзьях сопровождаются симфонией образов, в основе которых представления поэта о судьбе. Это «блуждающая судьба» моряка Ф.Матюшкина (тот же образ возникал и тогда, когда П. думал о своей жизни изгнанника и скитальца), «сети судьбы суровой», «судьбины гнев,» «тайный рок» , «фортуны блеск холодный». Жизнь друзей определяется судьбой: «судьба глядит, мы вянем; дни бегут». Судьба может быть гневной или милостивой, но ,по мысли П., она всегда держит человека в своей власти, препятствует осуществлению его заветных желаний. Именно в дружбе поэт находит опору в своем противостоянии «рока самовластью». В стихотворении «Была пора: наш праздник молодой…», прочитанном 19 октября 1836 г., поэт вновь подчеркнул общий закон жизни друзей-лицеистов - закон судьбы: Недаром – нет! Промчалась четверть века! Не сетуйте: таков судьбы закон: Вращается весь мир вкруг человека , - Ужель дин недвижим будет он? Дружеское участие, дружеская поддержка для П. - высшие проявления человечности, требующие мужества, воли , готовности исполнить свой долг. В послании «И.И.Пущину», отправленном в Сибирь, поэт словно возвращает другу-декабристу святой долг дружбы , напоминая ему о том «утешенье», которое он когда-то даровал ему, посетив Михайловское. Теперь сам поэт молит «святое провиденье», чтобы слова его дружеского привета дали Пущину то же «утешенье», а вместе с ними в «заточенье» дошел и луч «лицейских ясных дней». В коротком стихотворении П. обнаружил глубину связей, соединивших двух людей: это и дружба, возникшая еще в лицее, и судьба, которая может быть зла или благосклонна к каждому из них, и время, которое не властно над ними, настоящее окликает ход времени только подчеркивает неизменность дружбы. Сила дружбы прочнее тюремных цепей , луч лицейского братства рассеять мрак заточения - такова главная мысль поэта, выраженная в этом стихотворении.
«Маленький принц» по жанровой принадлежности представляет собой сказку-притчу, где в аллегоричных образах раскрываются основные проблемы человечества: духовная слепота, черствость, невозможность открыть свое сердце миру и близким. К жанру сказки его можно отнести также основываясь на таких аспектах, как изображение фантастических событий, произошедших с главным героем, наличие сказочных персонажей (Роза, Лис, Змея) и универсальность, масштабность заложенных в данное произведение идей.Сюжет сказки основывается на рассказе-воспоминании летчика, когда-то мечтавшего быть художником, но похоронившего свою мечту под воздействием «взрослого» окружения. Потерпев крушение в пустыне, летчик неожиданно встречает ребенка - Маленького принца, прилетевшего с другой планеты. В дальнейшем рассказывается о жизни принца на своей крохотной планете, его встреча с дивным, но капризным цветком Розой, и его путешествия по соседним планетам-астероидам, населенным различными взрослыми, олицетворяющими всевозможные пороки человечества, такие как тщеславие, пьянство, черствость. Автор умышленно не создает фантастичных монстров, так как эти персонажи сами по себе являются чудовищами с точки зрения человечности.Последней в маршруте путешествий и самой жизни Маленького принца становится планета Земля, где Маленький принц находит настоящего друга в лице Лиса, который и открывает главные истины главному герою: «Мы в ответе за тех, кого приручили» и «Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении». Именно эти слова являются идейным замыслом автора, поднявшего в своем произведении такие важные темы, как сущность человеческого бытия, чистота и нравственность души, понимание прекрасного, красоты и любви.Экзюпери посредством детского восприятия, которым наделен Маленький принц, подводит читателя к мысли, что именно в детской чистоте помыслов и прямоте суждений заложена великая мудрость, данная человеку: мы должны научиться заботиться о тех, кто рядом, жить в гармонии и слушать свое сердце, тем самым расширяя границы своей души.