Среди второстепенных героев комедии Николая Васильевича Гоголя "Ревизор" есть очень интересные персонажи, например, Осип. Он слуга Хлестакова, причем, как во многих произведениях разных авторов, он умнее своего хозяина. Осип - пожилой крепостной крестьянин, скорее всего, привезенный из родительского имения.
Сам Гоголь пишет о нем так: "...Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина."
Осип - весьма неглупый человек, по-крестьянски обстоятельный и предусмотрительный. Он успел пожить со своим барином в Петербурге и неплохо освоился в городе. Он отлично при к обстоятельствам. Осип весьма хитер, иногда о нем можно сказать, что он тот еще прохвост: "Наскучило идти — берешь извозчика и сидишь себе, как барин, а не хочешь заплатить ему — изволь: у каждого дома есть сквозные ворота..."
Когда Осип самому себе читает нравоучения для своего барина, это глубже раскрыть образ Хлестакова, показать всю его пустоту и легкомыслие. Например: "...С проезжающим знакомится, а потом в картишки – вот тебе и доигрался!" Осип вообще к своему барину относится покровительственно, а в разговоре с ним бывает даже груб. Он даже читает ему нотации.
Осип невысокого мнения о Хлестакове. "Добро бы было... что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!" — и это говорит крепостной слуга о барине. И, надо сказать, вполне заслуженно. Ведь "елистратишка", то есть колежский регистратор - самый мелкий чин, ниже некуда. Даже слуга понимает, что его хозяин бездарен и не да и не желает) выслужить чин поприличнее.
Когда Хлестаков попадает в дом городничего и ему все наперебой начинают угождать, Осип, в отличие от хозяина, быстро понял, что хозяина принимают за другого человека. Осип уговаривает барина уехать, не дожидаясь разоблачения: "Уезжайте отсюда. Ей-богу, уже пора... Лучше уехать скорее: ведь вас, право, за кого-то другого приняли..."
Ловкость и предусмотрительность Осипа проявляется и в том, что он воспользовался привилегированным положением хозяина и потребовал самых быстрых лошадей — чтобы их не могли догнать, когда ошибка обнаружится.
Образ женщины - в центре повествования романа М. Ю. Лермонтова " Герой нашего времени". Он всегда связан с главным героем Г. А. Печориным в разные периоды его жизни.
Девушка - контрабандистка из повести " Тамань " - романтична. Настроение ее меняется в зависимости от обстоятельств. И ведет она себя странно : то всматривается вдаль, то смеется, то говорит о чем-то своем, то поет песню. Сыпет она пословицами и поговорками, мечтает о воле. Она словно создана для жизни на природе, столь вольна, неугомонна... Ундина легко " уводит" Печорина в свою лодчонку и пытается утопить... Потом таинственно исчезает.
Совсем иная Бэла - дитя гор. Она гармонична. Сначала гордость не позволяет ей сказать Печорину о любви. Потом Бэла всецело отдается своему чувству, нарушая традиции своего народа. Она преданна, тепла, искренна. Бэла погибает, потому что становится игрушкой Печорина, который, добившись своего,оставляет девушку без внимания.
Мэри Лиговская - умна. Получила блестящее образование и воспитание. Умеет сочувствовать ( подает стакан Грушницкому ), увлекаться ( ее заинтересовывает Печорин и его судьба). Мэри скажет первая слово " люблю " и будет отвергнута предметом своей страсти. Она услышит в ответ холодное " нет". Девушка почувствует себя глубоко обиженной. Она получит жестокий урок от любимого ею человека и будет страдать.
Вера - это силуэт, таинственный образ, показанный только в ее отношении к Печорину. Их любовь взаимна, но герой не хочет брать на себя ответственность за обоих. Вера тяжело больна, она идет на всевозможные жертвы, но при этом понимает, что никогда не станет женой того, в ком не чает души.
Таким образом, все женщины, изображенные Лермонтовым , глубокие, чувственные "натуры". Но счастье их не может быть полным, так как герой, который интересуется ими и так или иначе " вписывается " в их судьбу , оказывается несостоятельным в жизни, " лишним " человеком.