Художественное произведение «цветок на земле» было написано замечательным советским писателем и публицистом андреем платоновым. в молодости этому известному прозаику приходилось много трудиться, чтобы спасти от голода десять младших братьев и сестёр. годы, проведённые платоновым в большой семье, навсегда оставили в его сердце особенную любовь к детям. став прозаиком, писатель посвятил более 20 рассказов и сказок самым маленьким читателям. не исключением является и произведение «цветок на земле», созданное в 1949 году. несмотря на то, что главным героем рассказа выступает ребёнок, проблемы, которые ставит андрей платонов, серьёзные и взрослые. среди советских писателей xx века считалось популярным такое направление, как критический реализм. его главная особенность — стремление автора достоверно изобразить жизненную ситуацию и сосредоточить внимание на проблемах, которые встречаются в нашей действительности. платонов придерживался этого направления при написании своих знаменитых повестей, поэтому его творения проникнуты истинными реалиями повседневной жизни советского народа. произведение «цветок на земле» относится к жанру рассказа, так как имеет небольшой объем, а изложение автора ведется в повествовательной форме. стиль андрея платонова обладает ярко выраженной оригинальностью, которая проявляется в наслаивании нарушений языковых норм. необычность манеры написания произведений вызывающе отличает прозаика от иных советских писателей. некоторые критики даже называли стиль платонова « косноязычным» ; впрочем, его тексты не смотрятся безграмотными. нарушения норм особенный эффект, читателю лучше воспринимать рассказ, погружаться в его атмосферу. учитывая, что основными действующими лицами произведений платонова являются простые работящие люди, «негладкий» стиль повествования прозаика полностью соответствует его мыслям. линейная композиция рассказа «цветок на земле» не отличается сложностью. события, описанные в произведении, происходят в течение нескольких часов и изложены в хронологической последовательности. автор будто бы поэтапно изображает, как протекают часы жизни ребёнка, отец которого находится на войне, а мать «с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме». создаётся ощущение, что повествование ведётся от лица самого мальчика, так правдиво и простодушно описана жизненная ситуация. произведение имеет однолинейный сюжет, который вращается вокруг двух героев: мальчика афони и его дедушки тита. они присутствуют во всех эпизодах рассказа и являются единственными персонажами, представленными читателям. их художественные образы вызывают симпатию; автор показывает любовь этих героев друг к другу, подчеркивает силу их характеров. привлекает доброта и любознательность афони, а также мудрость его дедушки. показывая своему внуку голубой цветок, растущий не из земли, а из мелкого песка, тит даёт ему ценнейший урок: «цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь». в рассуждениях деда заключено множество идей: о целесообразности всего сущего, даже маленького «жалконького» цветка; о важности труда в жизни человека; о неизбежности смерти. осознав услышанное, афоня с вдохновением задумывается о том, как подарить любимому дедушке бессмертие. эта наивная детская мысль только вызывает у тита «невидимую» улыбку. в своём произведении «цветок на земле» а. платонов раскрывае такие проблемы, как забота к близким и милосердие, противопоставление жизни и смерти, а также роль труда в становлении личности. на примере доброго, простодушного и любознательного афони писатель показывает, каким должен быть настоящий человек. рассказы а. платонова знакомят с реальностью простых советских людей. нельзя не проникнуться судьбами героев, каждый из которых живёт в своём прекрасном и яростном мире. рассказ «цветок на земле» позволяет читателю погрузиться в раздумья о том, что же есть «самое главное на свете»
Сюжет рассказа построен на воспоминаниях старухи изергиль о своей жизни и на легендах о ларре и данко. в легенде о данко повествуется о смелом и красивом юноше. он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. данко мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу. он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям. от глубокого сострадания к соплеменникам, живущим без солнца в болотах, потерявших волю и мужество, и зажегся в сердце данко огонь любви к ним. эта искра превратилась в факел. но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. источником его подвига стала глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала. горящее сердце символизирует заключительную фазу подвига данко. но начинается он с того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастья активным действием. уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». потому-то они и пошли за ним, что «верили в него». писатель наделяет человека почти божественной силой. смысл деяний данко – в установлении нового порядка, новых законов бытия человека среди людей. потому и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу и гармонии. но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца данко, стараясь убить даже память о нем». видимо, память о данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости. образ данко воплощает в себе идеал человека–гуманиста и личность большой духовной красоты. этот образ в легенде построен на контрасте. волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на данко, человека, который шел впереди. в ярости они даже были готовы убить его. и когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига. подвиг есть следствие огромной любви к человечеству. композиционно легенда о данко стоит в заключении всего рассказа, что позволяет выдвинуть идею подвига, самопожертвования на первый план. жанр о данко можно определить как легенду, сказочную , то есть в повествовании существует момент условности. началом (экспозицией) легенды является рассказ о том, что в старину жили веселые люди, но затем их прогнали иные племена (развитие действия). кульминационным моментом является: «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». развязкой становится повествование о том, что « … еще пылает рядом с трупом данко его нежное сердце. только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце героя…». легенда о данко предваряется словами изергиль о том, что она не видит больше сильных людей - в этих словах содержится пафос будущего повествования. затем сюжет уже излагается в прямой хронологической последовательности. в повествовании отсутствуют внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления. образ данко создается с нескольких приемов: характеристика героя рассказчиком (косвенное выражение), речь самого данко. однако главным все же является характеристика героя посредством его поступков. внутри же всего рассказа используется прием сопоставления и противопоставления.
Смысл пословиц обнаруживается лишь в живой речи в контексте. Поэтому в не контексте или ситуации пословицы почти не употребляются.