Скрип вылупляется из яйца, растет вместе со своими братьями и сестрами, его мама поит капельками воды и кормит мошками. Однажды на стрижей напал сокол, схватил и унес маму Скрипа. Ночью прилетел вожак стрижиной стаи и грел птенцов до утра. Потом прилетали и другие стрижи, сообща кормили и поили птенцов.
Когда птенцы подросли, взрослые стрижи выгнали их из гнезда и не давали сесть на землю, чтобы стрижата научились хорошо летать. Скрип летал до самой ночи и потом не нашел свою норку. Он вырыл себе дом. Сначала дом был неглубокий, и Скрипа достали дети, но не сделали ничего плохого, просто погладили. Скрип вырыл нору поглубже.
А потом вожак стаи по имени Белое Брюшко созвал стрижей, потому что пришло время улетать на зимовку в теплые края. Множество стрижей улетело в одну ночь, унося с собой лето. Скрип тоже улетел.
Объяснение:
Эта фраза действительно стала, как ее и называет Залуский, афоризмом, причем особенно расхожим в советское время. Но это, подчеркивал Залуский, не только афоризм, но и "парадокс". "Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него", - говорит он позднее.
Короленко, не раз показывавший болезни и человеческие увечья (вплоть до повести "Без языка", где положение человека в чужой стране придает понятию немоты философское звучание) , подчеркивает парадокс Залуский не только для более острого изображения взаимоотношений между людьми (растерянное высокомерие доктора Дударова и достоинство Залуского) и не из педагогических целей, но ради утверждения цент-ральной идеи всего своего творчества: "Жизнь.. . кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого - добро и счастье. ..Общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление".
Именно врожденное несчастье Залуского ему выразить эту свою заветную мысль с особой убедительностью.