к старому козацкому полковнику тарасу бульбе приезжают после выпуска из киевской академии два его сына - остап и андрий. два дюжих молодца, здоровых и крепких лиц которых ещё не касалась бритва, смущены встречей с отцом, подшучивающим над их одеждой недавних семинаристов. старший, остап, не выдерживает насмешек отца: «хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу! » и отец с сыном, вместо после давней отлучки, совсем нешуточно тузят друг друга тумаками. бледная, худощавая и добрая мать старается образумить буйного своего мужа, который уже и сам останавливается, довольный, что испытал сына . бульба хочет таким же образом «» и младшего, но того уже обнимает, защищая от отца, мать.
по случаю приезда сыновей тарас бульба созывает всех сотников и весь полковой чин и объявляет о своем решении послать остапа и андрия на сечь, потому что нет лучшей науки для молодого козака, как запорожская сечь. при виде молодой силы сыновей вспыхивает воинский дух и самого тараса, и он решается ехать вместе с ними, чтобы представить их всем старым своим товарищам. бедная мать всю ночь сидит над спящими детьми, не смыкая глаз, желая, чтобы ночь тянулась как можно дольше. её милых сыновей берут от нее; берут для того, чтобы ей не увидеть их никогда! утром, после благословения, отчаявшуюся от горя мать еле отрывают от детей и уносят в хату.
три всадника едут молча. старый тарас вспоминает свою буйную жизнь, слеза застывает в глазах, поседевшая голова понурится. остап, имеющий суровый и твердый характер, хотя и ожесточившийся за годы обучения в бурсе, сохранил в себе природную доброту и тронут слезами своей бедной матери. одно только это его смущает и заставляет задумчиво опустить голову.
андрий также тяжело переживает прощание с матерью и родным домом, но его мысли заняты воспоминаниями о прекрасной полячке, которую он встретил перед самым отъездом из киева. тогда андрий сумел пробраться в спальню к красавице через трубу камина, стук в дверь заставил полячку спрятать молодого козака под кровать. татарка, служанка панночки, как только прошло беспокойство, вывела андрия в сад, где он едва спасся от проснувшейся дворни. прекрасную полячку он ещё раз видел в костеле, вскоре она уехала - и сейчас, потупив глаза в гриву коня своего, думает о ней андрий.
А. С. Пушкин на протяжении всей своей жизни интересовался историей России. В ней он хотел найти ответы на вопросы, которые ставила перед обществом современность. Одним из основных исторических произведений Пушкина является повесть “Капитанская дочка”. Здесь он нарисовал картину крестьянского бунта под предводительством Емельяна Пугачева. Историзм данного произведения заключается в том, что в его основу был положен подлинный исторический факт. Художественные средства, используемые автором в произведении, воссоздавали реальную атмосферу того времени, изображали характеры, типичные для того периода развития русского общества. Хотя главными героями являются вымышленные лица (семья Гриневых, Мироновых, Швабрин) , их судьбы прочно связаны силой обстоятельств с большими историческими событиями, с реальными историческими деятелями. Ход истории не только влияет на судьбы персонажей, но и полностью определяет их. Таким образом, исторические события становятся основной сюжетной линией, подчиняющей себе частные судьбы, выдвигая на первый план исторические лица. Повесть представляет собой мемуары, “семейные записки”, повествование в которых ведется от лица свидетеля и участника событий, правдиво рассказывающего о своей жизни. Благодаря этому Пушкину удается убедить читателя в подлинности рассказываемого. Историзм повести заключается в том, что в произведении звучит тема, актуальная как для того времени, то есть эпохи Екатерины II, так и для пушкинского, - тема взаимоотношений между крестьянами и дворянами. Пушкин не просто положил в основу повести подлинный исторический факт, но он еще раскрыл и его причины, описал, как восстание под предводительством Пугачева воспринимали разные социальные слои населения. Если считать реализм одной из составляющих черт пушкинского реализма, то необходимо сказать о героях повести. В своем произведении Пушкин показал типичных представителей своего времени. То, что повествование ведется от лица одного из героев произведения читателю взглянуть на описываемые события с точки зрения участника событий, человека той эпохи. В повести главным предметом изображения является восстание под предводительством Пугачева, которое в данном произведении впервые нашло столь реалистическое отображение. Объективное изображение событий было достигнуто Пушкиным за счет широкого использования множества художественных средств, позволявших воспроизвести атмосферу, дух того времени и представить вживе подлинное историческое лицо -Емельяна Пугачева. Новаторство Пушкина состояло в том, что он сумел взглянуть на события тех лет глазами современников Пугачева, проникнуться их чувствами, описать в мельчайших подробностях черты эпохи, вывести наиболее типичных ее представителей. “Капитанская дочка” - это историческое, реалистическое произведение, в котором историзм возведен автором в принцип художественного изображения действительности и стал неотъемлемой частью его художественного метода... вроде так)
После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь. Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением. Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли». Сначала Вася боялся Тыбурция, но после обещания никому не говорить об увиденном Вася увидел в Тыбурции нового человека: «Он распоряжался, как хозяин и глава семейства, вернувшийся с работы и отдающий приказания домочадцам». Вася почувствовал себя членом нищей, но дружной, семьи, и перестал бояться Тыбурция. В эпизоде с куклой Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлек на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке — первый и последний раз в свой жизни. Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришел в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим скрытным житьем на горе, хотя понимал, что отец Васи — судья: «У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках...»
ответ:
к старому козацкому полковнику тарасу бульбе приезжают после выпуска из киевской академии два его сына - остап и андрий. два дюжих молодца, здоровых и крепких лиц которых ещё не касалась бритва, смущены встречей с отцом, подшучивающим над их одеждой недавних семинаристов. старший, остап, не выдерживает насмешек отца: «хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу! » и отец с сыном, вместо после давней отлучки, совсем нешуточно тузят друг друга тумаками. бледная, худощавая и добрая мать старается образумить буйного своего мужа, который уже и сам останавливается, довольный, что испытал сына . бульба хочет таким же образом «» и младшего, но того уже обнимает, защищая от отца, мать.
по случаю приезда сыновей тарас бульба созывает всех сотников и весь полковой чин и объявляет о своем решении послать остапа и андрия на сечь, потому что нет лучшей науки для молодого козака, как запорожская сечь. при виде молодой силы сыновей вспыхивает воинский дух и самого тараса, и он решается ехать вместе с ними, чтобы представить их всем старым своим товарищам. бедная мать всю ночь сидит над спящими детьми, не смыкая глаз, желая, чтобы ночь тянулась как можно дольше. её милых сыновей берут от нее; берут для того, чтобы ей не увидеть их никогда! утром, после благословения, отчаявшуюся от горя мать еле отрывают от детей и уносят в хату.
три всадника едут молча. старый тарас вспоминает свою буйную жизнь, слеза застывает в глазах, поседевшая голова понурится. остап, имеющий суровый и твердый характер, хотя и ожесточившийся за годы обучения в бурсе, сохранил в себе природную доброту и тронут слезами своей бедной матери. одно только это его смущает и заставляет задумчиво опустить голову.
андрий также тяжело переживает прощание с матерью и родным домом, но его мысли заняты воспоминаниями о прекрасной полячке, которую он встретил перед самым отъездом из киева. тогда андрий сумел пробраться в спальню к красавице через трубу камина, стук в дверь заставил полячку спрятать молодого козака под кровать. татарка, служанка панночки, как только прошло беспокойство, вывела андрия в сад, где он едва спасся от проснувшейся дворни. прекрасную полячку он ещё раз видел в костеле, вскоре она уехала - и сейчас, потупив глаза в гриву коня своего, думает о ней андрий.