как сходилися, собиралися удалые бойцы московские на москву-реку, на кулачный бой… м. лермонтов
“песня про… купца калашникова” переносит нас в глубокую старину, в xvi век – эпоху ивана грозного. на москве-реке оцепили место в 25 сажень “для охотницкого бою, одиночного”. “удалые бойцы московские” собирались “разгуляться для праздника, потешиться”. приехал и царь с дружиною, боярами и опричниками.
кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому бог простит, – приглашают бойцов на кулачный бой звонким голосом царские слуги. и никто не знал, что начинается необычный бой.
степан парамонович калашников решил биться с царским опричником кирибеевичем не потехи ради, а за святую правду-матушку.
опозорил семью нашу честную злой опричник царский кирибеевич; а такой обиды не стерпеть душе да не вынести сердцу молодецкому,
говорит степан парамонович младшим братьям. степан калашников вышел на кулачный бой, чтобы исполнить свой долг: защитить честь семьи, честь имени, честь рода.
а родился я от честнова отца, и жил я по закону господнему: не позорил я чужой жены, не разбойничал ночью темною,
заявляет калашников своему сопернику. на стороне купца правда, народное представление о чести, о нравственности. и кирибеевич признает его правоту, еще до поединка.
на глазах у грозного царя калашников убивает своего обидчика и признается, что убил его “вольной волею”, зная, что его за такой поступок ждет смертная казнь.
присутствие царя на поединке придает поступку калашникова особое значение. купец не просто мстит обидчику, он выступает против произвола, несправедливости, вседозволенности, насаждаемых самодержавием. на глазах многолюдной толпы, перед лицом народа, как бы призванного стать судьею между сторонами, происходит поединок чести с бесчестием, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом.
и потому живет в памяти народной его поступок, могила его “промеж трех дорог” не забыта людьми:
и проходят мимо люди добрые: пройдет стар человек – перекрестится, пройдет молодец – приосанится, пройдет девица – пригорюнится, а пройдут гусляры – споют песенку…
Иван андреевич крылов родился в москве 1769-1844.отец его выслужил дворянство. сановных покровителей у него не было, и он долгое время находился в самых незначительных чинах. семья крыловых жила бедно. у них не было ни имений, ни крестьян, ни постоянного места жительства. воспитанием сына занималась мать. крылов сохранил её образ на всю жизнь и отзывался о ней не только по-сыновнему почтительно, но и с особой нежностью. учение ему довалось легко.мальчик был исключительно музыкант, трудные решал охотно и умело. 1778 году умер отец, семья осталась без всяких средств к существованию. крылову первому из писателей в 1838 году был устроен юбилей, где юбиляр был награждён орденом святого станислава.
Вромантической поэзии актуальна проблема, включающая вопросы о человеке и природе, месте человека в мире, о соотношении природного и культурного начал в жизни человека. для лирики лермонтова характерен жанр пейзажной миниатюры, а пейзаж часто переходит в философские размышления о жизни, в медитацию. образы природы часто аллегоричны и символичны, в них раскрывается мир лирического героя. наконец, тема природы часто ассоциируется с темой родины. это также характерно для лирики лермонтова. ветка – поэтический символ. известно, что восточные мотивы в поэзии связаны с провозглашением стойкости и личного мужества. за «судьбами» ветки пальмы, людей встает судьба поэта, и обращение к ветке обретает характер обращения к себе. вопросы скрывают и одновременно приоткрывают путь душевному беспокойству поэта, причем сквозь интимность и уединенность общения проступает христианская заинтересованность («скажи…», «поведай…»). поэт, в отличие от благостного мира образной, пребывает в ином – тревожном – бытии, он не знает «мира и отрады» и по контрасту с веткой («заботой тайною хранима») – беззащитен. вопросы, адресуемые ветке, проясняют причины самоуглубленности и заостряют внимание на тягостном душевном состоянии поэта, угадывающего в «» ветки, пальмы и людей превратности своей предстоящей судьбы. на почве христианской мифологии возникает поэтическая образность «ветки палестины».
ответ:
как сходилися, собиралися удалые бойцы московские на москву-реку, на кулачный бой… м. лермонтов
“песня про… купца калашникова” переносит нас в глубокую старину, в xvi век – эпоху ивана грозного. на москве-реке оцепили место в 25 сажень “для охотницкого бою, одиночного”. “удалые бойцы московские” собирались “разгуляться для праздника, потешиться”. приехал и царь с дружиною, боярами и опричниками.
кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому бог простит, – приглашают бойцов на кулачный бой звонким голосом царские слуги. и никто не знал, что начинается необычный бой.
степан парамонович калашников решил биться с царским опричником кирибеевичем не потехи ради, а за святую правду-матушку.
опозорил семью нашу честную злой опричник царский кирибеевич; а такой обиды не стерпеть душе да не вынести сердцу молодецкому,
говорит степан парамонович младшим братьям. степан калашников вышел на кулачный бой, чтобы исполнить свой долг: защитить честь семьи, честь имени, честь рода.
а родился я от честнова отца, и жил я по закону господнему: не позорил я чужой жены, не разбойничал ночью темною,
заявляет калашников своему сопернику. на стороне купца правда, народное представление о чести, о нравственности. и кирибеевич признает его правоту, еще до поединка.
на глазах у грозного царя калашников убивает своего обидчика и признается, что убил его “вольной волею”, зная, что его за такой поступок ждет смертная казнь.
присутствие царя на поединке придает поступку калашникова особое значение. купец не просто мстит обидчику, он выступает против произвола, несправедливости, вседозволенности, насаждаемых самодержавием. на глазах многолюдной толпы, перед лицом народа, как бы призванного стать судьею между сторонами, происходит поединок чести с бесчестием, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом.
и потому живет в памяти народной его поступок, могила его “промеж трех дорог” не забыта людьми:
и проходят мимо люди добрые: пройдет стар человек – перекрестится, пройдет молодец – приосанится, пройдет девица – пригорюнится, а пройдут гусляры – споют песенку…
объяснение: