М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней ярких личностей, богатырство духа, которого так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было героев, поэтому поэт искал их в русской истории, которая была для него неиссякаемым источником богатства и красоты души человека.
Поэма «Песня про.. . удалого купца Калашникова» — это историческая песня, написанная в фольклорной традиции. В ней рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну, жену «удалого купца» Степана Парамоновича Калашникова, и своими признаниями, поступками бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.
В этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие, «честь и бесчестие» .
Народная правда воплотилась в образе простого человека — купца Калашникова. Это русский национальный характер — цельный, героический, это человек правды и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев.
Стремясь защитить от позора честь своей жены, обращается Степан Парамонович к своим младшим братьям, просит их о
Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому.
«На Москве-реке при самом царе» собирается он «выйти на опричника» , в кулачном бою «насмерть биться, до последних сил — за святую правду-матушку» .
На другой день рано утром собрались «удалые бойцы московские» на берегу Москвы-реки на кулачный бой, «разгуляться для праздника, потешиться» . Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, «оцепили место в двадцать пять сажень, Для охотницкого бою, одиночного» . И состоялся бой между молодым царским опричником и «удалым купцом Калашниковым» , в котором купец побеждает бесчестного врага.
Отстаивая правду, честь и «закон господний» , Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю:
...Я убил его вольной волею,
А за что, про что — не скажу тебе,
Скажу только Богу единому.
Душевное величие, истинная человечность слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать.. .
Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что и у него есть некоторые положительные качества. Это «удалой боец» , преданный царю, человек сильных страстей. Но при этом он самонадеянный и чванливый «буйный молодец» , самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. «Лукавый» Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом.
Мы видим, что Степан Калашников — цельная личность, человек отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом сме, которыми не поступается даже перед лицом смерти. И народ помнит и «величает» удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равно-Душным.
Добрая память о Калашникове — это осуждение Ивана Грозного и его слуг, подобных Кирибеевичу, а смысл самой песни — защита чести, права, достоинства человека и призыв к свободе.
Ушвабрина и гринева разные представления о долге, о чести и о других нравственных категориях. причем понятия эти, жизненные идеалы сформировались у них «смолоду» , а сейчас, в экстремальных ситуациях, проявились. автор сравнивает этих двух молодых офицеров, ставя их в одинаковое положение, сталкивая между собой и с одними и теми же людьми. петр и алексей — люди одного положения и, казалось бы, должны иметь сходные представления о жизни. но один из героев пушкина оказался благородным человеком, а другой — подлым предателем и трусом. гринев вырос, и родители посылают сына служить. направляют его не в петербург, не в оренбург, а в далекую, забытую всеми крепость под командованием капитана миронова (он должен был воспитать в себе мужество и стойкость) . швабрин же послан в крепость отбывать свой срок. его не волнует ни служба, ни положение в стране, ни семейные традиции. он послан сюда в наказание за убийство на дуэли человека. в этом тихом и славном местечке алексей иванович скучает, а потому ищет развлечений: сочиняет сатиры на коменданта и комендантшу, сватается к маше. встретив гринева, молодого и образованного, он пытается втянуть офицера в свой образ жизни и мыслей. вначале это у него получается, но вскоре, лучше узнав окружающих, петруша понял, что комендант и его жена — добрые и милые люди, маша — замечательная девушка и совсем не такая, как рассказывал его друг. в швабрине нет чувства чести. оскорбленный отказом маши мироновой выйти за него замуж, он мстит ей клеветой. дворянин, мужчина не имеет права унижать женщину. если молодой человек смог совершить такой низкий поступок, то он не мужчина, а подлец. итак, ложь раскрыта, но алексей все-таки стоит на своем, хочет поссорить петрушу с машей. не вынесший всего этого, гринев вызывает оскорбителя на дуэль. на ней алексей иванович еще раз демонстрирует всю низость своей сущности (когда петр гринев отвернулся на зов савельича, швабрин напал на него и нанес удар) . но и этого мало, алексей все равно стоит на своем. он пишет анонимное письмо старику гриневу о его сыне, искажая сущность поступков петра. дуэль потрясла жителей крепости. но вскоре они получают роковое известие, более ужасающее, чем прежде. на крепость должно совершиться нападение так называемого войска во главе с емельяном пугачевым. во время обороны белогорской крепости на предложение пугачева перейти к нему на службу гринев отвечав решительным отказом, несмотря на то, что только что погибли комендант и его , а он так молод и хочет жить. его прямота и искренность понравились пугачеву, а поступок швабрина мерзок и унизителен» так как предателей не любят нигде. «береги честь смолоду» , — гласит народная пословица, и лишь тогда можно сохранить ее до седых волос. такой человек, как швабрин, вызывает отрицательное отношение к себе у автора и читателя, а такой, как гринев, — уважение. писатель заставляет своих героев пройти через испытания сражений, риска и любви. автор не всегда соглашается с гриневым, но наделяет его добрыми, порядочными родителями, милой женой, уважением окружающих, даже пугачева. ' общение петра андреевича с пугачевым писатель объясняет, понимает. а об алексее мало что известно, он «одинокий воин» , рыскающий за добычей и поджимающий хвост. справедливость восторжествовала; гринев освобожден, швабрин — наказан. а пушкин сделал своего героя повествователем, отдавая должное его объективности
Крылов родился в 1769 году ты прожил до 1844 года. родился в москве. отец выслушал дворянство семья крыловых жила бедно воспитанием сына занималась мать. первоначальные навыки чтения и письма правил отец. учение давалось ему легко. условия были трудные восьмилетнему крылову пришлось работать переписчик бумаг губерни ческих канцелярия в твери. в 1778 году умер отец. будущему баснописцу пришлось идти в служении оплата за работу была учеба. крылов полностью отдается обучения и самовоспитанию. первым произведением его была басня переведённая из лафонтена
Поэма «Песня про.. . удалого купца Калашникова» — это историческая песня, написанная в фольклорной традиции. В ней рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну, жену «удалого купца» Степана Парамоновича Калашникова, и своими признаниями, поступками бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.
В этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие, «честь и бесчестие» .
Народная правда воплотилась в образе простого человека — купца Калашникова. Это русский национальный характер — цельный, героический, это человек правды и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев.
Стремясь защитить от позора честь своей жены, обращается Степан Парамонович к своим младшим братьям, просит их о
Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому.
«На Москве-реке при самом царе» собирается он «выйти на опричника» , в кулачном бою «насмерть биться, до последних сил — за святую правду-матушку» .
На другой день рано утром собрались «удалые бойцы московские» на берегу Москвы-реки на кулачный бой, «разгуляться для праздника, потешиться» . Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, «оцепили место в двадцать пять сажень, Для охотницкого бою, одиночного» . И состоялся бой между молодым царским опричником и «удалым купцом Калашниковым» , в котором купец побеждает бесчестного врага.
Отстаивая правду, честь и «закон господний» , Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю:
...Я убил его вольной волею,
А за что, про что — не скажу тебе,
Скажу только Богу единому.
Душевное величие, истинная человечность слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать.. .
Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что и у него есть некоторые положительные качества. Это «удалой боец» , преданный царю, человек сильных страстей. Но при этом он самонадеянный и чванливый «буйный молодец» , самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. «Лукавый» Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом.
Мы видим, что Степан Калашников — цельная личность, человек отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом сме, которыми не поступается даже перед лицом смерти. И народ помнит и «величает» удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равно-Душным.
Добрая память о Калашникове — это осуждение Ивана Грозного и его слуг, подобных Кирибеевичу, а смысл самой песни — защита чести, права, достоинства человека и призыв к свободе.