сообщение о богатырях краткое славянская богатая на устные предания в виде сказаний, песен и былин. в них рассказывается жизнь фантастических людей, героев. но, часто за ними скрываются реальные личности, которые жили на наших землях много веков назад и совершили много подвигов, заслужив уважение народа. так появились богатыри. кто такие богатыри? богатыри это своего рода народные герои, которые проявили храбрость, мужество и отвагу. ученые выделяют 2 категории богатырей: старшие богатыри. к ним принадлежат святогор, микула селянинович, волг святославич, сухан. они олицетворяют природные явления. младшие богатыри. к ним относят добрыню никитича, илью муромца и алешу поповича. богатыри были отважными воинами, которые боролись не только с захватчиками, но и с нечистой силой: драконами, ведьмами, потусторонними существами. былинные богатыри защитники земли являлись также психологическим подтекстом того, что русь непобедима и что среди простого народа всегда есть люди готовые защищать родину от напасти. давайте рассмотрим самых ярких представителей богатырей. описание богатырей святогор он был настоящим великаном, даже земле трудно его держать. святогор обладает великой силой и никто не осмеливается вступать с ним в борьбу. примечательно, что богатырь не участвовал ни в одной битве и не совершал подвигов. он сражал своих врагов мудростью. в образе этого героя скрывается философский смысл населения славян о почитании богатыря просто за то, что он есуществует. микула селянинович среди киевских богатырей не упоминается, однако им является. пахарь-богатырь воплощает дух, , что даже простой земледелец способен сражаться с богатырями. волх всеславьевич по преданиям этот фантастический персонаж был рожден от змея и быстро рос. после полутора часа от его рождения волху уже надели булатные латы. владел волшебством и науками. считали его колдуном, языческим жрецом и воином. дунай иванович является реальным персонажем. о нем стало известно после поединка с добрыней никитичем. по преданию их разнял илья муромец, после чего богатыри побратались. дунай иванович был занят поисками невесты для князя владимира. он убил литовского князя и увез его дочь апраксию. богатырь был влюблен в богатырку настасью, которая согласна выйти замуж за того мужа, который победит ее в бою. дунай побеждает и на свадьбе после спора убивает свою жену, выстрелив в кольцо на голове настасьи из лука. из горя богатырь убивает и себя, чтобы вечно быть с любимой. илья муромец был сыном крестьян и с детства прикован к кровати. однажды к родителям ильи пришли странники – калики, которые исцеляют мальчика. после испитой воды у него появляется сила. подвиги ильи муромца стали основой для сказаний и былин. добрыня никитич родился в рязани и находился на службе в киевского князя. его богатырская начинается с победы над змеем горынычем. он выполнял много важных поручений и предстает перед читателем мудрым и храбрым воином. алеша попович родом из ростова. служил у киевского князя владимира. самое известное сражение богатыря с тугарином, чужеземным захватчиком. никита кожемяка настоящий воин, который находился на службе в киевского князя владимира. участвовал в битве с печенигами, сразив их силача в поединке. в других летописях указано, что он был простой ремесленник, который обладал силушкой богатырской. василий буслаев родом из новгорода. по натуре бунтарь и пьяница. силу богатыря унаследовал от отца, вот только применяет ее не так как остальные богатыри. у него была своя дружина, с которой он любил пьянствовать и драться в кабках.
сцена отъезда тихона — одна из важнейших в пьесе и в смысле раскрытия в пей психологии и характеров героев и по ее функции в развитии интриги: с одной стороны, отъезд тихона устраняет непреодолимое внешнее препятствие для встречи с борисом, а с другой — рушатся все надежды катерины найти внутреннюю опору в любви мужа. по глубине и тонкости психологической разработки эта сцена не только первая такая у островского, но и вообще одна из лучших в классической драматургии. в сущности говоря, в этой сцене тихон, отказываясь брать клятву с жены, ведет себя человечно. да и все его отношение к катерине совсем не домостроевское, оно имеет личный, даже гуманный оттенок. ведь это именно он говорит кабанихе в ответ на ее угрозу, что жена не будет его бояться: «да зачем же ей бояться? с меня и того довольно, что она меня любит». по как это пи парадоксально, именно мягкость тихона (сочетающаяся, правда, с общей слабостью характера), в глазах катерины, не столько достоинство, сколько недостаток. он не отвечает ее нравственному идеалу, ее представлениям о том, каким должен быть муж. и действительно он не может ей и защитить ее ни тогда, когда она борется с «грешной страстью», ни после ее публичного покаяния. реакция тихона на «преступление» катерины тоже совершенно не такая, какая диктуется авторитарной моралью в подобной ситуации. она индивидуальная, личная: он «то ласков, то сердится, да пьет все», по словам катерины.
тарас шевченко завжди з особливою любов’ю ставився до своєї неньки-україни. саме це особливе ставлення до батьківщини відбилось на творчості видатного письменника. великий кобзар цікавиться не лише майбутнім україни, а й минулим. він знає, що минуле у його батьківщини було величне. а якщо створити поезії про минулі успіхи українців, то це , на думку письменника, збудити патріотичні почуття і у його співвітчизників. в творах «іван підкова», «», «гамалія» автор оспівує силу духу нашого народу, його мужність та здатність до боротьби. цими творами автор проголошує думку про те, що не варто забувати своє героїчне минуле.
як боліло серце письменника за долю україни, за її майбутнє, про що говорять рядки «україно, україно! серце моє, ненько! як твою долю, заплаче серденько! ». свої патріотичні ідеї шевченко відтворював у творах «і мертвим, а живим», «сон», «тарасова ніч» та багатьох інших. трепетні почуття мав кобзар до батьківщини. чого варті лише його слова: «нема на світі україни, немає другого дніпра! ». тарас шевченко – справжній патріот, який захоплюється своєю країною, співчуває їй, виборює для неї право на ліпше життя, поневіряється разом з нею.
алеша попович изображался самым молодым из богатырей. в былинах говорилось, что он был сыном соборного попа из ростова (ныне город в ярославской области). отцом алеши в разных текстах назывались два ростовских святых — святитель леонтий, чьи мощи находятся в ростовском успенском соборе, или феодор, первый епископ ростова.
несмотря на религиозное воспитание, алеша вырос шутником и , а его смелость всегда граничила с дерзостью. в некоторых былинах он изображался «бабьим пересмешником», а в более поздних текстах и вовсе стал отрицательным персонажем. например, иногда рассказывалось, как алеша солгал о смерти добрыни и обманом попытался жениться на его жене настасье. добрыня вовремя узнал об этом и в последний момент успел остановить венчание. в xx веке исследования доказали, что изначально алеша не противопоставлялся другим богатырям, а был воплощением истинно народных качеств — азарта, смекалки и юмора.
в былине «алеша попович и тугарин змеевич» богатырь увидел на княжеском пиру врага — тугарина. князь владимир красное солнышко его как дорогого гостя, а княгиня евпраксия на глазах у мужа оказывала тугарину недвусмысленные знаки внимания. алеша стал насмехаться над таким поведением, напрашиваясь на бой, — и победил тугарина хитростью. разные версии описывают, как попович притворился тугим на ухо, чтобы тугарин приблизился, либо обманом заставил противника отвернуться, либо нанес удар, спрятавшись за гриву коня. голову тугарина алеша в шутку предложил князю как посуду:
ты ой есь, владимир стольнокиевской!
буде нет у тя нынь пивна котла, —
да вот те тугаринова буйна голова;
буде нет у тя дак пивных больших чаш, —
дак вот те тугариновы ясны оци;
буде нет у тя да больших блюдишшов, —
дак вот те тугариновы больши ушишша.