в романе щедро показаны картины кавказской природы. превосходный знаток кавказа, лермонтов даёт в романе ряд зарисовоквоенно-грузинской дороги («бэла», «максим максимыч»), тамани («тамань»), пятигорска и кисловодска с их окрестностями («княжна мери»). описания природы отличаются предельной изобразительной точностью и в то же время в задушевных, лирических тонах. внимание лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окрестности. он говорит о жужжании комара, и о гудении метели в снежных горах, и о беспрерывном ропоте моря; о запахах цветов, о благовонном воздухе степи, о «свежести ароматического воздуха, отягощённого испарениями высоких южных трав и белой акации». поэт рисует и раннее утро, когда луч восходящего солнца «золотил только верхи утёсов», и звёздную ночь в горах, и лунный свет, и пелену тумана на тёмно-синих волнах моря. путём искусного подбора деталей и интонаций речи лермонтов достигает разнообразия в изображении рисуемых им пейзажей, создаёт определённую настроенность. таково, например, описание моря в начале рассказа «тамань»: «между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить». этот пейзаж уже подбором деталей — луна одевается тучами, туман, валуны, грозящие потопить корабль,— создаёт ожидание опасности, угрожающей печорину, вызывает тревожное настроение. пейзаж в романе нигде не даётся как самостоятельная картина, не связанная с действием. он выполняет различную роль. то описывается место действия, то пейзаж привлечён для лирической передачи той или иной оценки жизненных явлений, то это средство характеристики героев, их душевных настроений. когда печорин едет на место дуэли, его охватывает перед лицом грозящей опасности жажда жизни, любовь к природе. он не может вдоволь насладиться красотой природы в час восхода солнца. но вот он едет обратно. «у меня,— пишет он,— на сердце был камень. солнце казалось мне тусклым, лучи его меня не грели». такой представляется природа печорину в его тяжёлом душевном состоянии.
пейзаж в романе выполняет еще одну важную функцию: он условно готовит читателя к предстоящей сцене, задает тон повествованию, создает впечатление, которое должно усилиться впоследствии. так, перед встречей с верой, то есть первым в главе “княжна мери” свободным и искренним проявлением чувств печорина, но вместе с тем сценой довольно напряженной, пейзаж описывается предгрозовой: “воздух был напоен электричеством”. перед ссорой грушницкого и печорина на машуке появляется “зловещее облачко”. природа будто бы пророчит, предсказывает дальнейший характер развития событий; пейзаж в этих сценах символичен, но он может быть символичным по-разному: в эпизоде переезда через подкумок сам ручей, изменчивый и быстрый, а также сцена, разыгравшаяся на нем, иносказательно всю сущность отношения печорина к мери — печорин использует неопытность и искренность девушки, вводит ее в смущение и, переехав через ручей, выслушав ее признание, остается холоден и равнодушен. сцена символична сама по себе, как и эпизод у провала: провал — не просто бывший кратер вулкана, но и будущий провал, перерыв в отношениях печорина и княжны мери. сцена у провала — последний момент их сближения, она предвещает разлуку и отчужденность.
ответ:
"век золотой латыни".
время августа называют "веком золотой латыни", потому что тогда творили великие римские поэты и писатели. август прекрасно осознавал, какое влияние на людей оказывает , так как она может формировать общественное мнение. он покровительствовал писателям и поэтам. в этом ему его друг - богатый римский всадник меценат. он поддерживал талантливых людей деньгами, чтобы они имели время для творчества. вокруг мецената собрался круг , художников, любителей искусства. имя меценат стало нарицательным. так и сегодня называют покровителей искусства, своими деньгами способствующих его развитию.
меценат поддержал великого римского поэта вергилия. у римлян не было своего эпоса, подобного гомеровскому. август поручил поэту вергилию создать величественную поэму о ранней римского народа, о прародителях рода юлиев, к которому принадлежал император. вергилию удалось создать такое произведение, которое могло соперничать с "илиадой" гомера. это была поэма "энеида", воспевавшая подвиги энея и "предсказывавшая" великое будущее рима.
лирическая поэзия расцвела в творчестве горация. гораций воспевал воцарившийся при августе мир, радости жизни. август был горячим поклонником таланта поэта. слава горация пережила тысячелетия, но и сам он это предвидел. о своей поэзии он написал: "создал я памятник, бронзы литой прочней". по мотивам этого стихотворения а. с. пушкин создал свое знаменитое стихотворение "памятник" ("я памятник себе воздвиг ").
п. с.
в латинского языка принято выделять несколько этапов-.
архаический — известно несколько надписей vi-iv вв. до р. х., фрагменты законов, сакральный гимн салиев, гимн арвальских братьев;
доклассический — время становления языка на основе диалекта рима (ш-п вв. до р. этого времени известна нам по комедиям плавта и терентия, сельскохозяйственному трактату катона старшего, другим авторам;
классический ("золотая" латынь) — к i в до р. х. язык функционирует в полном объеме во всех возможных формах и средах существования, заканчивается процесс фонетического и морфологического нормирования. высокого уровня достигла , вошедшая в "золотой" фонд человечества — цицерон, цезарь, саллюстий, вергилий, гораций, овидий и др.;
постклассический ("серебряная" латынь)— язык i-го века нормирован, устанавливаются правила орфографии, намечается разрыв между письменной и устной формой языка;
поздний — время расхождения между и народно-разговорным языком (ii-vi после падения рима (v в.) на основе вульгарной латыни (vulgus—народ) формируются новые языки, составляющие романскую группу — испанский, галисийский, португальский, каталанский, провансальский, французский, итальянский, сардинский, ретороманский, румынский, молдавский и др. (около 600 млн. говорящих в более чем 60 странах).
к ix-x в. повсеместно в регионах распространения латинского языка используются вновь возникшие языки, и латынь перестает быть родным языком для кого либо хотя впереди у нее — почти тысячелетие жизни в ином статусе.