Человек и природа — это самая актуальная тема нашей современной литературы. Эта проблема стоит перед человечеством уже много лет. Каждый год фабрики и заводы выбрасывают огромное количество отходов, загрязняя воздух, реки, нанося вред окружающей среде. Гибель Аральского моря, реальная угроза Байкалу, образование рукотворных пустынь, вымирание многих видов животных и полное исчезновение уникальных целебных растений — все это следствие бездумного, а порой и преступного отношения к природе. С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. В древности первобытные люди полностью зависели от окружающей среды. Не понимая сути происходящих природных явлений, люди возводили их в ранг богов. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения. Такие писатели, как В. Распутин, Ч. Айтматов, В. Астафьев, заставляют человечество подумать о своей земле, о своем родном крае. Они или предлагают какие-то защиты окружающей среды, или предупреждают о надвигающейся беде, или выясняют причины ее возникновения. Пословица гласит: “У народа нет смерти”. Это правда. Но писатели не хотят ждать, пока люди превратятся в манкуртов. Они, откладывая все другие дела и “вечные темы”, берут в руки перо и встают впереди своих героев, как бы направляя их по жизненному пути. А в современной литературе все экологические проблемы тесно связаны с нравственными и социальными. В этом ее значение, ее гражданский пафос. Самое главное что человек жалуется на природу,что тут гораздо,тут не так вкусно пахнёт.А виноваты в этом всё мы-люди.За то что мы ленимся выкинуть бумажку в мусорку.Мы берём и кидаем её на землю.Так природа становитстя грязной. Человек забывает, что запасы в недрах планеты когда-нибудь иссякнут, и продолжает хищнически добывать полезные ископаемые. И это при том, что ученые уже давно говорят о возможности использования энергии солнца, ветра, приливов и отливов.
Анну Андрееву Ахматову (Горенко) связывала кровная связь с Россией. Она переживала трагическую судьбу России,как свои собственную. Она была женой известного поэта Николая Гумилева. Гумилев служил в белой гвардии,его обвинили в заговоре против советской власти и в 1921 году расстреляли,как врага народа. И его сын,и Ахматова преследовались властью в 30-е годы,арестовали ее сына,освободили и снова арестовали. Во время второй мировой войны,сын Ахматовой воевал и дошел до победы. Но в 1949 г его снова арестовали и посадили на 7 лет. В годы войны Анна Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде и писала патриотические стихи. В 1946 г начинается компания против Ахматовой,ее поэзию объявляют враждебной,исключают из союза писателей,не печатают и лишают средств жизни. Только с середины 50-х ее стали печатать. Последние годы к ней пришла мировая известность. Она получила международную премию в Италии и стала почетным доктором Оксфорского университета. На родине она умирала в без известности. Поэма "Реквием" 1935-1940 В страшные годы ежовщины,Ахматова провела 17 месяцев в тюремных очередях. Ее сын был в тюрьме в "крестах". Как-то раз кто-то опознал Ахматову и синими от холода губами спросил:"А вы можете это описать?". И поэтесса ответила:"Да".Так появились 17 стихотворений,которые позже составили поэму "Реквием". Эти строки запоминали наизусть. И знали 11 человек. Впервые стих Ахматова записала на бумаге в 1962 году. Она гордилась,что ее никто не предал. Слово "реквием" переводится,как заупокоенное место или богослужение по умершему. Эта поэма как плач матери по сыну,уводимому в тюрьму. И он похож на крестьянский плач по покойнику. Мать это услышала из глубины веков. Свое личное горе Анна Ахматова выразила в коротких строках: "Эта женщина больна,эта женщина одна. Муж в могиле,сын в тюрьме обо мне". Она говорит о себе в 3-м лице. Женщина превращается в тень,потому что такое горе вынести невозможно. "Я бы так не смогла". Ахматова пытается посмотреть на горе других людей,они так же трагичны. Героиня не может представить себе,какая же трудная доля выпала ей-веселой грешнице. Мать пытается передать свое отчаяние,бросается в ноги палачу,все перепуталось в ее сознании. Потом приговор упал как каменное слово. Мать на грани жизни и смерти. Она остается в опустелом доме и зовет смерть. Но смерть не приходит,а приходит безумие. Начинается душевная боль матери,и тогда мать обращается к судьбе. Богоматери Марии. Она дала миру сына искупителя и тоже перенесла его смерть. Личность Христа волновала Ахматову,она походила на судьбу ее сына. И теперь стихи звучат как удары колокола. Как невелико отчаяние матери,но она одерживает победу над палачами. И дальше она уже спокойно рассуждает о судьбе тех,кто был "в крестах" и очереди. О стойкости и непреклонности женщины-матери. Мать достойна монумента. Если его когда-нибудь поставят,то пусть это будет около "крестов",где она провела 300 часов.