Как и его учитель Пирогов в хирургии, так и Сергей Петрович Боткин в терапии явились авторами важнейших открытий в медицинской науке и практике. Трудно назвать область внутренних болезней, где Боткин не оставил бы заметных научных следов. Особенно плодотворно занимался он изучением сердечно-сосудистых заболеваний, болезней печени, почек, нервной системы. Он был инициатором создания первой экспериментальной клинической лаборатории.
Но не многие знают, что свою врачебную деятельность Боткин начинал как хирург во время Крымской войны в 1855 году. Движимый патриотическими чувствами, вчерашний студент, с отличием окончивший Московский университет, добровольно отправляется в Крым в составе отряда врачей, сформированного Н. И. Пироговым.
В то время многочисленные госпитали были переполнены больными и ранеными, свирепствовали эпидемии. Врачи и сестры работали без сна и отдыха. Молодой ординатор хорошую школу и «боевое крещение» в госпиталях и тифозных бараках Симферополя и Бахчисарая под непосредственным руководством Пирогова.
Севастопольские события остались памятными Боткину на всю жизнь. Он до конца дней сохранил поклонение Пирогову как великому врачу и гражданину. В своей речи, посвященной памяти учителя, Боткин отмечал, что «Пирогов был значительно выше того времени, в которое ему приходилось действовать. Опередив свой век в науке, он опередил его и в общественной деятельности». На здании одного из корпусов Медицинского университета установлена мемориальная доска, увековечившая пребывание в Симферополе Пирогова, Боткина и первых сестер милосердия во время Крымской войны.
Убедившись, что для хирургии требуется более тонкое зрение, чем у него, Боткин посвятил свою жизнь изучению внутренних болезней. В историю отечественной медицины он вошел как блестящий клиницист и диагностик. По словам И. П. Павлова, «это был врач, поражавший разгадывать болезни».
Одной из заслуг Боткина явился его вклад в использование Южного берега Крыма для санаторно-курортного лечения. В 1870 году он получил звание академика и назначение лейб-медика царской семьи. До сих пор этой чести удостаивались только иностранцы. Но придворное звание тяготило Боткина. В одном из писем он признавался: «Лишиться самостоятельности, свободы мнений, слушать все, видеть все и молчать — все это вредно не для меня одного, но и в отношении моего медицинского дела».
Память о гениальном русском враче живет в Крыму в названии одной из живописнейших улиц Ялты, названии Боткинской тропы в Ливадии, увековечена на мемориальных досках в Симферополе. В библиотеке Крымского медицинского университета и республиканской научно-медицинской библиотеке хранятся многие прижизненные издания великого врача.
ответ:Приключе́ния капита́на Вру́нгеля» — юмористическая повесть советского писателя Андрея Некрасова. Книга впервые была представлена читателям в 1937 году в журнале «Пионер», где публиковалась в сокращении (точнее, в виде иллюстраций с подписями, то есть фактически в форме комикса), полноценное книжное издание вышло в 1939 году. В повести пародируются как популярные в 1930-е годы рассказы о моряках, так и стереотипы об иностранцах и отдельных государствах. Главный герой книги — капитан Врунгель, чьё имя стало нарицательным, — морской аналог барона Мюнхгаузена, рассказывающий небылицы о своих приключениях в плавании.
Древние говорили, что поэтами рождаются. Афанасий Фет действительно родился поэтом. Многие литературоведы, писатели отмечают художественную одаренность этого человека.
Но Афанасий Фет – поэт удивительный и необычный. Много в его жизни и творчестве каких-то тайн, чего-то недосказанного и трагического. Личность А. Фета очень противоречива. Современники поэта вспоминали, что “и наружностью, и разговорами он так мало походил на поэта”. “Говорил он больше о предметах практических, сухих”. “В нем было что-то жесткое”.
В то же время Афанасий Фет – тонкий лирик. Музыкальность – одна из отличительных черт его поэзии. Убеждения Фета-лирика ярко характеризуют его слова: “Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны”.
Природа
и любовь – главные темы творчества А. Фета. В 1843 году в июльском номере журнала “Отечественные записки” было опубликовано первое стихотворение Фета “Я пришел к тебе с приветом…”. В четырех его строфах поэт как бы во всеуслышание хочет рассказать читателям о том, что его волновало: о радостном блеске солнечного утра, о молодой весенней жизни, о влюбленной душе. “Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!” – так оценит это стихотворение критик Василий Боткин, автор одной из лучших статей о творчестве А. Фета.
О “весеннем чувстве” фетовского творчества будет много рассказано в русской критике.
Поэзия А. Фета по-весеннему свежа и трепетна. Она дает почувствовать красоту земли, природы и родного слова.
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
Фет любил и знал русскую природу. Он умел в любом состоянии природы увидеть красоту. Читая стихотворения поэта, можно услышать пение птиц, жужжание пчел, треск кузнечиков, звон ручья, которые сливаются в радостную музыку.
Великий русский композитор П. И. Чайковский считал, что “Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Он не просто поэт, скорее поэт-музыкант”. Фет пристально и любовно наблюдал за жизнью природы. В его стихах природа имеет душу, она полна гармонии.
Розы грустят и смеются, в цветнике позванивает колокольчик. Перед нами возникают георгины, обожженные дыханием первого мороза, раскидывает ветви пушистая весенняя верба. Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый “звездный цикл”: так много он писал о звездах, находя в звездном небе вдохновение для своего творчества.
Читая стихотворения Фета о любви, вспоминаешь строки
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит…
Кажется, сама нежность и сама гармония писали эти дивные стихи. Для поэта любовь – это также средоточие всех печалей, волнений, тревог. Трагические мотивы любовной лирики Фета не случайны.
Многие стихи посвящены любимой женщине, Марии Лазич, гибель которой мучительно переживает поэт.
Фет считал, что человеческая жизнь окрашена в темные тона, а небесная жизнь ослепительно яркая. Почти во всех стихотворениях Фета, где он говорит о женской красоте, есть эпитет “небесный”. Женская красота в стихотворениях поэта подобна красоте природы, а созерцание лика любимой женщины сродни любованию природой. Самым знаменитым стихотворением Фета считается “Шепот, робкое дыханье…”.
В стихотворении нет ни одного сказуемого. Поэт хочет передать малейшие изменения цвета, света, звука, впечатлений.
Это стихотворение о “музыке любви”, и звучит оно как музыка, передающая волнение, чувства влюбленного человека. Любовное свидание овеяно какой-то “полупрозрачной завесой”, каким-то полумраком:
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица…
А. Фет в поэтических строках стремился запечатлеть мгновенные переживания, мимолетные ощущения и настроения, присущие каждому человеку. В его стихотворениях нет ничего ужасного, безобразного, жестокого. Читая стихи Фета, каждый из нас находит что-то свое. А. Фет в своих стихотворениях говорил о величии человеческого духа.
Он был убежден, что человек носит в своей груди “огонь сильней и ярче всей вселенной”. Огонь, который “ни времени не знает, ни пространства”. И этот “огонь” поэзии Фета открывает любителям его стихов всю красоту окружающего мира.