Образ и характеристика Глеба Капустина в рассказе "Срезал" Шукшина
Глеб Капустин - деревенский житель, рабочий пилорамы:
" Глеб Капустин был родом из соседней деревни и здешних знатных людей знал мало."
"Глеб пришел с работы (он работал на пилораме)..."
О внешности Глеба Капустина известно следующее:
"Глеб Капустин - толстогубый, белобрысый мужик сорока лет..."
"И как-то мстительно щурил свои настырные глаза."
Глеб известен тем, что умеет в беседе "срезать", оставлять в дураках знатных земляков, приезжающих в деревню. Односельчане восхищаются этим умением Глеба:
"...Глеб Капустин приходил и срезал знатного гостя. Многие этим были недовольны, но многие, мужики особенно ждали, когда Глеб Капустин срежет знатного."
"В году Глеб срезал полковника - с блеском, красиво. Заговорили о войне 1812 года... Выяснилось, полковник не знает, кто велел поджечь Москву."
"И мужики изумленно качали головами."
"Глеб же Капустин по-прежнему неизменно удивлял. Изумлял, восхищал даже."
Глеб любит "щелкнуть по носу" тех, кто, по его мнению, ведет себя нескромно (богатых и ученых земляков). На самом деле он "щелкает по носу" и скромных людей, которые этого не заслуживает, как например, Константин и его жена:
"
Объяснение:
Григорий Фролов ― главный герой рассказа, комсомолец, пастух, 19 лет. Мечтает поступить на раб-фак. Пишет в «Красную правду» о неправильном разделе земли в хуторе, в финале погибает от рук местных богатеев.
Дед Артёмыч ― житель хутора, хозяин одной сдохших тёлок.
Дуня ― сестра главного героя Григория Фролова, подпасок, 17 лет. После смерти брата уходит в город учиться.
Зять Михея Нестерова ― безымянный персонаж, новый председатель исполкома. Убийца Григория Фролова.
Игнат ― житель хутора, мельник, кулак.
Кузнец Тихон ― житель хутора, хозяин одной из тёлок. Рассказывает Григорию о положении в хуторе и берётся передать его статью в газету «Красная правда».
Нестеров Михей ― житель хутора, кулак.
Политов ― секретарь станичной
комсомольской ячейки, друг Григория Фролова.
Председатель исполкома ― безымянный персонаж, инициирует наём в пастухи Григория Фролова. Смещён с должности кулаками.
Сын мельника Игната ― безымянный персонаж, участник убийства Григория Фролова.
Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому, где он провел недолгое, но счастливое детство. Единственной его мыслью была мысль о побеге.
И Мцыри убежал. Три дня он бродил средь лесов, прятался, как зверь, от людей, испытывал недостаток в пище, но именно здесь, на воле, он был по-настоящему счастлив.
Но не только тоска по земле родной томила его сердце. Мечты юноши также были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Попав в плен, юноша почувствовал боль и тоску. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого.
Мцыри был очень одинок, и в этом его бессилие. Он сравнивал себя с листком, оторванным грозою. Здесь у него не было ни матери, ни отца, ни братьев, ни сестер, ни хороших, надежных друзей.
А также Мцыри совершил побег с целью “узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”. Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремится также “узнать, прекрасна ли земля”. И когда, увидев, что проблуждав три дня, он опять вернулся к своей тюрьме — монастырю, юноша испытывает огромное чувство горечи и разочарования. Про звон монастырского колокола, по которому он узнал, что вернулся обратно, Мцыри говорит:
Казалось, звон тот выходил
Из сердца — будто кто-нибудь
Железом ударял мне в грудь.
Убедившись, что ему уже никогда не вернуться на родину, Мцыри умер, умер от тоски по своему краю и по свободной жизни.
В думах и мечтах Мцыри, в его стремлении к вольной, свободной жизни Михаил Юрьевич Лермонтов выразил мысли, волновавшие передовых людей того времени, к числу которых относился и сам автор поэмы. Известный русский критик В. Г. Белинский так писал об этом: “...что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью