Вся история казачества Кубани до конца XVIII века неразрывно связана с именем войскового судьи Антона Андреевича Головатого. Это незаурядная, одаренная, самобытная личность.
Антон Головатый родился в местечке Новые Санджары Полтавской губернии в 1732 году (по другим источникам, в 1744 году) в богатой малороссийской семье. Учился в Киевской духовной академии, но мечтая о ратных подвигах, подался в Запорожскую Сечь. За храбрость, грамотность и живой ум молодого казака запорожцы окрестили его «Головатым».
Будучи человеком весёлым, остроумным, Головатый служил легко, быстро продвигаясь по службе – от простого казака до куренного атамана. За свои воинские подвиги был награждён орденами и благодарственными письмами от Екатерины II.
Но главная заслуга его в том, что делегация черноморских казаков добилась подписания 30 июня 1792 года манифеста о наделении черноморцев землей на Тамани и Кубани.
Антон Головатый обладал врождённым дипломатическим талантом, который ярко сказался и в его административно-гражданской деятельности. После переселения на Кубань, исполняя обязанности кошевого атамана, Антон Андреевич руководил строительством дорог, мостов, почтовых станций. С целью лучшего управления войском ввёл «Порядок общей пользы» – закон, устанавливающий в войске бессменную власть богатой верхушки. Размежевал куренные селения, разделил Черноморию на пять округов, укрепил границу.
Головатый занимался и дипломатическими переговорами с закубанскими черкесскими князьями, изъявлявшими желание принять российское подданство.
26 февраля 1796 года Антон Головатый возглавил тысячный отряд казаков и вступил с ними в «Персидский поход», но неожиданно заболел лихорадкой и 28 января 1797 года умер.
Имя Антона Головатого и сегодня помнят на Кубани.
П.П. Бажов, выбирая жанр сказа, как бы уходит в тень великого сказителя – самого народа и говорит самим названием «сказы», что он всего лишь пересказывает то, что узнал от своих многочисленных друзей, встреченных на разных путях – перепутьях.
Сказы, записанные и обработанные Бажовым - изначально фольклорные. Многие из них (т. н. «тайные сказы» - старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»).
Горящий, огневой, огонь, горн.