Крепостное право – это прикрепление крестьян к земле, началось на Руси в ХV веке. До этого землей владели князья, а также монастыри и бояре. Некоторые крестьяне работали добровольно, но другие - принудительно, находясь в зависимости. Помещики стали полными хозяевами земли и людей. Над своими крепостными они получили и административную и судебную власть, а также собирали с них установленные государством налоги. Отношения между помещиками и крепостными не были достаточно определены законом и зависели от произвола помещиков. Они могли продавать своих крепостных с землей и без земли, иногда разделяя мужа с женой, за малейшую провинность отдавали в солдаты, подвергали наказаниям.
(7 предложений)
Михаил Булгаков родился в Киеве. Его отец, Афанасий Булгаков, был профессором Киевской духовной академии. Мать, Варвара Булгакова посвятила себя детям. Михаил был старшим ребенком из семи детей. В семье увлекались литературой, музыкой, живописью.
В 1909 - поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 году Булгаков сдал выпускные экзамены и получил «степень лекаря с отличием» и сразу уехал на фронт Первой мировой войны добровольцем Красного Креста. Однако вскоре его отозвали, и он получил назначение врачом Никольской земской больницы. Там Булгаков делал все: принимал роды, ампутировал руки и ноги, лечил нарывы. За год молодой врач принял 15361 больного. В этот период Булгаков начал писать рассказы о том, что происходило с ним во время работы: «Звездная сыпь», «Полотенце с петухом», «Стальное горло». Позже они вошли в цикл «Записки юного врача». В 1917 году он заразился дифтерией, когда лечил больного ребенка. Чтобы уменьшить боль, Булгаков вколол себе морфий. Булгаков долго лечился от наркотической зависимости.
1917 год – Октябрьская революция, Булгаков на стороне белогвардейского движения. 1926 год – Булгакова обвинили в антисоветской деятельности, во время обыска у него изъяли дневник и повесть «Собачье сердце». В Госбезопасности произведение охарактеризовали так: «... опаснее в литературе на данный момент ничего нет». Вернуть рукопись удалось только через три года: по Максима Горького. Первые произведения Булгакова были опубликованы через 30 лет после его смерти.
В начале 30-годов 20 века Булгаков хочет покинуть Россию, пишет письмо лично Сталину с выпустить из страны. 8 апреля 1930 года Булгакову позвонил Сталин. О чём они говорили - неизвестно, но больше попыток покинуть страну у писателя не было.
1928-1940гг. – работа над главным романом «Мастер и Маргарита» . Варианты названия часто менялись: «Копыто инженера» и «Гастроли Воланда», «Князь тьмы» и «Черный маг», но незадолго до смерти, в 1937 году, Булгаков назовет свое бессмертное произведение «Мастер и Маргарита». Прототипом Маргариты стала жена писателя Елена Сергеевна. Композиция романа – роман в романе (судьба Мастера и Понтия Пилата). в романе три сюжетные линии: философская (Иешуа – Пилат), мистическая (Воланд – москвичи), любовная (Мастер – Маргарита).
Чацкий — натура кипучая, борец. Он выступает в пьесе как обличитель всего того, что отжило и мешает развиваться новому, прогрессивному. Герой жаждет дела, полезного для России; для этого у него есть ум, эрудиция, талант, энергия и честность. Но он разрывает связи с министрами, так как ему "прислуживаться тошно", и считает, что служить надо "делу, а не лицам".
Онегин же — эгоист и скептик, мысли которого заняты совсем другим, хотя он читал Адама Смита, Гердера, Руссо и других известных западноевропейских ученых и философов. Онегин постоянно пребывает в состоянии скуки, хандры, он не приучен к труду, поэтому все попытки заняться чем-то полезным ему быстро надоедают.
Чацкий не боится высказывать свои мысли во враждебном окружении. За это его люто ненавидят, даже на балу у Фамусова объявляют сумасшедшим. Об Онегине же "свет решил, что он умен и очень мил". Чацкий пренебрегает мнением фамусовского общества, так как осознает свою правоту и пытается отстаивать ее. Я не думаю, что он "три часа по крайней мере, пред зеркалами проводил", как это делал Онегин, "боясь ревнивых осуждений".
Чацкий не только видел пороки общества и тяготился ими, но и боролся против "чужевластья мод", подхалимства и низкопоклонства, жестокого отношения господ к своим крепостным.
Онегин же — человек пассивный. Он не ищет поводов к конфликтам с окружающими, выражая свое недовольство пустой, бессмысленной жизнью света лишь своим угрюмым и надменным видом. А в остальном, скучая и раздражаясь, Евгений послушно живет по заведенному порядку, курсируя между театрами, ресторанами и балами. Он, как должное, принимает заграничную моду, французский язык, европейскую литературу. Чацкого не оставляет равнодушным слепое поклоненье иностранцам. Ему горько, что на русской земле "господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским".
По-разному относятся герои и к любви. Чацкий, выросший вместе с Софьей, полюбил ее. Это чувство было с ним всегда. Три года путешествия не уничтожили, а еще больше укрепили его. Чацкий приезжает в Москву, полный любви и надежд. Ведь он не входит, а вбегает на сцену, стремясь скорее увидеть Софью. Его речь, обращенная к ней, эмоциональна и взволнованна. Онегин не в состоянии испытывать подобных чувств.