Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды праздников. Начинали гулять 24 декабря (6 января по новому стилю) — в рождественский сочельник; 25 декабря (7 января) отмечали Рождество; 1 января (14 января) — Новый год и 6 января (19 января) — Крещение. Официально было всего четыре выходных дня, но на деле народ праздновал почти две недели.
Церковные и светские традиции были тесно связаны. В рождественскую ночь шли колядовать, а утром — в церковь на торжественное богослужение. Храмы в больших городах часто бывали переполнены, и на рождественскую службу даже продавали билеты, достать которые было непросто. В этот же день навещали друзей, родственников и ходили в гости «с визитами». За день успевали посетить несколько домов и везде поднимали тосты в честь праздника и угощались рождественскими блюдами.
На протяжении всех праздников в богатых и знатных семьях устраивали званые обеды, пышные балы и маскарады. По правилам этикета делать новогодние визиты можно было на протяжении всего января, но наиболее учтивым считалось навестить гостей 1-го числа.
Шикарные праздники проводили и в дорогих ресторанах. Федор Шаляпин так описывал встречу Нового года в московском «Яре»: «Горы фруктов, все сорта балыка, семги, икры, все марки шампанского и все человекоподобные — во фраках».
Простые люди развлекали себя катанием на ледяных горках и санях. В больших городах работали балаганы, а на Воробьевых горах запускали фейерверки.
В конце XIX столетия появились рождественские открытки. Их отправляли не только родственникам, которые живут в других городах, но и соседям по улице. Текст поздравления старались оформить как можно красивее. Выпускали даже письмовники — книжки с рекомендациями, как лучше поздравить родственников или начальство «в дань учтивости и деликатности».
потому что в ней были черты матери
старый, полуразрушенный за́мок
ходили предания и рассказы один другого страшнее
убежищем всякому бедняку без малейших ограничений
в за́мке только «добрых христиан», то есть католиков
нашли приют где-то на горе, около униатской часовни
не мог равнодушно слышать упоминания о режущих и колющих орудиях
мальчик лет семи, но рослый и развитой не по летам, и маленькая трехлетняя девочка
очень редко видели дома
лежала суровая печать неизлечимого горя
думал о предстоящем визите на гору
цветок, выросший без лучей солнца
никогда не бегала и смеялась очень редко
казалось, что это подземелье чутко сторожит свою жертву
изменить этому обществу, изменить Валеку и Марусе
Маруся начала прихварывать
ужасную работу, высасывая жизнь из маленького тельца
равнодушно своими большими потемневшими и неподвижными глазами
с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами
члены «дурного общества» рассеялись в разные стороны
зеленела свежим дерном, пестрела цветами