Проведя в «Станционном смотрителе» анализ произведения, выясняется многогранная тематическая содержательность этой небольшой повести.
Основные герои повести – отец и дочь, и вечная тема отцов и детей проходит на протяжении всего повествования. Отец, человек старой закалки, очень сильно любит свою дочь, цель его жизни – уберечь ее от всех жизненных невзгод. Дочь Дуня, в отличие от отца мыслит уже по-другому, по-новому. Ей хочется разрушить сложившиеся стереотипы, и вырваться на свободу, из серой, будничной деревенской жизни, в большой город, сверкающий яркими огнями. Ее безумная идея внезапно претворяется в жизнь, и она легко покидает отца, уехав с первым попавшимся кандидатом на обладание ею.
В побеге Дуни из отчего дома проскальзывает тема романтической страсти. Дуня понимает, что смотритель будет против такого решения, но, в погоне за счастьем, девушка даже не пытается сопротивляться поступку Минского, и безропотно следует за ним.
В повести Пушкина, помимо основной любовной темы, автором затронуты и другие проблемы общества, существовавшие в то время. Тема «маленького человека» касается нелегкого положения мелких служащих, которых считают за обслугу, и соответственно к ним относятся. В этом отношении к таким служащим и есть смысл названия повести, обобщающий всех «маленьких людей» с единой судьбой и нелегкой долей.
В повести глубоко раскрыта проблематика нравственных отношений, выявлена психология каждого из героев, их точка зрения, и в чем для каждого из них заключается суть существования. В погоне за своим призрачным счастьем, Дуня на первое место ставит свои личные интересы, забывает об родном отце, который готов ради любимой дочери на все. У Минского совершенно другая психология. Это богатый человек, который не привык в чем-либо себе отказывать, и увезти малолетнюю дочь из дома отца, для него является очередной его прихотью. Сам собой напрашивается вывод, что каждый человек поступает в зависимости от своих желаний, и хорошо, если эти желания подчинены разуму, ибо в другом случае, они приводят к драматическому исходу.
Сам писатель называет свое произведение повестью, хотя каждое творение из знаменитого цикла «Повести Белкина» можно отнести к жанру маленького романа, настолько глубоко их психологическое содержание. В сентиментальной повести «Станционный смотритель» четко просматриваются основные мотивы реализма, настолько правдоподобно выглядит главный герой, который мог встретиться и на самом деле.
Эта повесть является первым произведением, начинающим тему «маленьких людей» в русской литературе. Пушкин достоверно описывает жизнь и быт таких людей, нужных, но незаметных. Людей, которых безнаказанно можно оскорблять и унижать, совершенно не думая о том, что это живые люди, у которых есть сердце и душа, которые также, как и все, могут чувствовать и страдать.
Исследователи отмечают, что «Станционный смотритель» написан в жанре сентиментализма, но в повести много моментов, демонстрирующих мастерство Пушкина-романтика и реалиста. Писатель сознательно выбрал сентиментальную манеру повествования (точнее, вложил сентиментальные нотки в голос своего героя-рассказчика, Ивана Белкина), в соответствии с содержанием повести.
Тематически «Станционный смотритель» очень многогранен, несмотря на небольшое содержание:
тема романтической любви (с побегом из отчего дома и следованием за любимым вопреки родительской воле),
тема поиска счастья,
тема отцов и детей,
тема «маленького человека» - величайшая тема для последователей Пушкина, русских реалистов.
Объяснение:
ответ:
главным героем рассказа «бирюк» является лесник фома.
фома — интересная и необычная личность. сначала автор рассказа увидел во время надвигающейся грозы его высокую фигуру и услышал зычный голос. зная, что гроза не скоро пройдет, фома спокойно и уверенно довел автора до своего дома.
этот молодец «был высокого роста, плечист и сложен на славу.. выпукло выставлялись его могучие мышцы» . у него была длинная черная курчавая борода и суровое и мужественное лицо, «из под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза» . жена лесника сбежала с проезжим мещанином и бросила двоих детей; может, поэтому лесник был так суров и молчалив. бирюком, то есть угрюмым и одиноким человеком, фому прозвали окрестные мужики, боявшиеся его как огня. мужики говорили, что «не бывало еще на свете такого мастера своего дела» : он не даст украсть даже вязанку хвороста, никому не дает спуску, знает, что делается в любом месте и в любое время в его владениях, он силен, ловок и, несмотря на бедность, неподкупен. многим он мешал, да сжить его со свету никому не удавалось. сам бирюк считает, что недаром ест господский хлеб: «должность свою справляю» . действительно, даже во время сильной грозы фома услышал, как где-то далеко рубят лес и, чтобы не прозевать вора, решил немедленно найти его. и сделал это, прислушиваясь всего лишь к стуку топора, быстро. не только голос у фомы был зычный, «железный» , у него и сила была богатырская: он быстро схватил вора и завязал ему руки кушаком.
мужик, срубивший дерево, сделал это по бедности, «с голодухи» . лесник, конечно, знал это, он и сам жил бедно, но считал, что воровать все равно нельзя: «я тоже человек подневольный: с меня взыщут. вас тоже не приходится» . вместе с тем лесник был человеком незлым, не хотел он портить жизнь бедному крестьянину и не хотел, чтобы его поминали недобрым словом, называли «кровопийцей» и «душегубцем окаянным» , «зверем» . фома знал, что дома у мужика, так же как и у него самого, мерзнут голодные дети, и поэтому, немного попугав, все-таки отпустил мужика. доброе, широкое, благородное сердце открывается нам в этом суровом немногословном человеке, когда он отпускает уже отчаявшегося крестьянина.
бирюк, по словам автора, удивительный и «славный малый» , грозный и добрый одновременно. он не только честно выполняет свою работу, но и понимает, что жизнь безрадостна и тяжела не только у него, но и у других мужиков. ему тоже жаль их, досадно ловить и пугать их, он просит барина: «не извольте только сказывать» , — не желая разрушать легенду о своем страшном и злом нраве.