Чингиз Айтматов, как никто другой, умеет перетряхнуть душу читателя своими глубоко трагичными историями. Не стала исключением и повесть "Белый пароход", которая рассказывает об эпизоде жизни киргизских лесничих, проживающих на отдаленном от цивилизации кордоне.
В центре повествования судьбы семилетнего мальчика-сироты и его деда-опекуна Момуна. Им приходится выживать под гнетом тирании собственного родственника Орозкула, который, будучи неудовлетворенным всем происходящим вокруг, превращает жизнь окружающих его людей в ад. Дед Момун - добрейшей души человек и пытающийся в подобном же ключе воспитать своего внука, оказывается зажатым тисками нелегких жизненных обстоятельств, из-за чего вынужден сломиться и уступить злой силе Орозкула. Старик переживает небывалый позор, что в свою очередь страшным образом влияет на психику мальчика и приводит к трагическому результату.
До поры, до времени, читаешь книгу и как будто наполняешься светом. Читаешь об мечтаниях мальчика, много узнаешь о леген�ах киргизского народа и природе края. Автор рассказывает и о трудностях жизни в семье старика Момуна, которым сочувствуешь и переживаешь, но веришь в то, что все наладится. А потом разыгрывается финал. После которого ты как будто громом оглушенный. А на душе лишь какая-то горечь от несправедливости судьбы к героям. Очень жесткая концовка. Конечно, бессмысленно требовать справедливости в мире, где царствует принцип "человек человеку - волк", а человеческая доброта воспринимается за слабость. Да, люди, добрые и живущие по совести, имеют ряд преимуществ, но как же им тяжело выживать в мире, где каждый друг другу соперник и враг. Мальчик не смирился с тем дерьмом, что вокруг него случилось, но какой ценой?
В небольшом, но красивом лесу, который вырос на оврагах и вокруг старого пруда, стоит старая караулка — чёрная, покосившаяся изба с горбатой крышей. Однажды зимой барин, которому принадлежит лес, селит в караулке старого отставного солдата по кличке Кукушка.
Кукушка долго нищенствовал, но теперь ему повезло — барин назначил ему жалование, дал кое-какую одежду и немного провизии. Теперь Кукушка должен следить, чтобы мужики не вырубали барский лес.
Покосившаяся избёнка не смущает Кукушку.
Тому, кто ходил под дождём, ветром и снегом побираться, всякая изба покажется уютной и весёлой.
Старик переезжает в караулку вместе с кошкой, петухом и двумя собаками — своим Мурзиком и барским Цыганом. Скоро приведя избу в порядок, он растапливает печь, ужинает и засыпает. Он не слышит, как ночью мимо караулки пробегает волчица, «намереваясь надолго поселиться по соседству с Кукушкой — в одном из глухих и потайных оврагов».
Кукушка живёт в лесу счастливо и спокойно. Иногда он приходит к барину «попросить деньжонок». Барин недоволен работой Кукушки — недавно в лесу срезали три дубка. Кукушка обещает смотреть в оба и пытается свалить вину на управляющего. Чтобы выслужиться, он обещает сыновьям барина, Мите и Коле, поймать для них пару волчат. Кукушка не знает, что барин намерен держать его только до лета.
Старик никогда не имел собственного дома, он был приёмышем, за что и прозвали его Кукушкой. В детстве он был подпаском, в юности — пастухом, затем его забрали в солдаты. Вернувшись, Кукушка женился и попытался зажить нормальной жизнью, но ничего у него не вышло. Был Кукушка ленивый и «неудельный», со всякой работы его выгоняли, а через год такой жизни ушла от него и жена.
Кончилось тем, что его стали нанимать только на самую незначительную службу — на огороды, в сады, в ночные караульщики.
Постепенно он начал побираться, вести бродячую жизнь.
Изведав и голод, и холод, Кукушка радуется своей новой жизни. В лесу ему не страшно и не скучно — он давно привык к одиночеству.
Однажды, обходя лес, Кукушка замечает огромную волчицу. Он догадывается, что где-то неподалёку волчье логово, и скоро появятся волчата. Переждав половодье, Кукушка начинает поиски норы и забрасывает свои основные обязанности.
Раздобыв волчат, Кукушка приносит их Коле и Мите. Зверят торжественно сажают в яму, и Кукушка описывает мальчикам, с каким трудом он их добыл. Барин тоже заинтересованно слушает рассказ, и Кукушка, выпив чарку водки, радостно возвращается домой.
Возле караулки Кукушку встречает приказчик. Пока старик добывал волчат, из лесу пропало шесть берёзок. Разгневанный приказчик замахивается, сбивает с Кукушки шапку, и тот прикидывается больным. Барину не удаётся разобраться, кто и в чём виноват, и он присылает караулить лес другого работника, а Кукушке разрешает пока пожить в караулке.
Сентиментальная история преданного хозяину пса, неожиданно попавшего в беду. Шотландский сеттер Бим, наделённый с рождения белым окрасом, не соответствующим стандарту породы, живёт в квартире вместе со своим хозяином, одиноким пенсионером Иваном Иванычем. Иван Иванович, бывший журналист, а ныне философствующий охотник, любит свою собаку, и систематически вывозит её на охоту в лес. Неожиданно у хозяина случается сердечный приступ, его отвозят на операцию в Москву, а собака поручается соседке, но по недосмотру выскакивает из квартиры в поисках хозяина, и оказывается на улице. Путешествуя без надзора, Бим встречает множество людей — добрых и злых, старых и молодых, — все они описываются глазами собаки, сквозь призму её восприятия. Бим подвергается разному отношению, от жалости и попыток до жестокости. В силу ряда разных причин, никому не удаётся приютить его у себя на постоянной основе. Пройдя многие испытания и почти уже дождавшись возвращения своего хозяина, Бим погибает, став жертвой предательства и наговора со стороны соседки, желающей избавиться от присутствия во дворе собаки. Хозяин успевает приехать за собакой в приют, куда она была забрана после отлова, но застаёт на месте уже только тело Бима.
Чингиз Айтматов, как никто другой, умеет перетряхнуть душу читателя своими глубоко трагичными историями. Не стала исключением и повесть "Белый пароход", которая рассказывает об эпизоде жизни киргизских лесничих, проживающих на отдаленном от цивилизации кордоне.
В центре повествования судьбы семилетнего мальчика-сироты и его деда-опекуна Момуна. Им приходится выживать под гнетом тирании собственного родственника Орозкула, который, будучи неудовлетворенным всем происходящим вокруг, превращает жизнь окружающих его людей в ад. Дед Момун - добрейшей души человек и пытающийся в подобном же ключе воспитать своего внука, оказывается зажатым тисками нелегких жизненных обстоятельств, из-за чего вынужден сломиться и уступить злой силе Орозкула. Старик переживает небывалый позор, что в свою очередь страшным образом влияет на психику мальчика и приводит к трагическому результату.
До поры, до времени, читаешь книгу и как будто наполняешься светом. Читаешь об мечтаниях мальчика, много узнаешь о леген�ах киргизского народа и природе края. Автор рассказывает и о трудностях жизни в семье старика Момуна, которым сочувствуешь и переживаешь, но веришь в то, что все наладится. А потом разыгрывается финал. После которого ты как будто громом оглушенный. А на душе лишь какая-то горечь от несправедливости судьбы к героям. Очень жесткая концовка. Конечно, бессмысленно требовать справедливости в мире, где царствует принцип "человек человеку - волк", а человеческая доброта воспринимается за слабость. Да, люди, добрые и живущие по совести, имеют ряд преимуществ, но как же им тяжело выживать в мире, где каждый друг другу соперник и враг. Мальчик не смирился с тем дерьмом, что вокруг него случилось, но какой ценой?
Объяснение: