Главный герой рассказа И.Тургенева «Муму» Герасим – глухонемой от рождения, двухметровый широкоплечий дворник в доме богатой сварливой барыни, крепостной крестьянин средних лет, которого привезли из деревни. Автор говорит нам, что «вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить». О его внешности И.Тургенев говорит совсем немного: безжизненное лицо, борода, «громадная фигура», твёрдые мышцы, огромные ладони, сильные ноги, тяжёлая поступь и очень сильные руки «он только двинет плечом – и не только телегу, самое лошадь спихнет с места».
Яркую внешность Герасима дополняла его одежда. Автор рассказывает нам, что в городе «купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп...», но «...в своей красной крестьянской рубашке он казался каким‑то великаном», потому что и был им, богатырём и великаном, похожим своими повадками на крупного зверя, которого дворовая челядь называла лешим, живущим в отдельной избушке. Автор подчёркивает, что «он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле». Герасим любил уединение и «не любил, чтобы к нему ходили».
С детства Герасим был приучен к тяжелому физическому труду, «к полевым работам, к деревенскому быту». Поначалу он никак не мог себе найти места и никак не понимал, зачем его привезли сюда, где и труда-то особого не было, ибо не считал он за труд то, чем ему пришлось заниматься у барыни.
Из-за его внешности и вечной угрюмости Герасима считали строгим и суровым, любящим порядок и чистоту, «даже петухи при нем не смели драться». Его нельзя было не уважать и не бояться, хотя сам Герасим относился ко всем окружающим по-приятельски, искренне считая их «своими», но держал себя с достоинством, зная не только свои обязанности, но и права и обязанности, и «уже никто не смел садиться на его место в застолице».
Герасим был очень чутким, ничего не слыша, он сразу понимал, когда над ним подшучивали или подсмеивались, чувствовал фальшь и недоброту, не признавал никаких шуток и сразу ощущал фальш.
Будучи деревенским, никем не воспитанным в хороших манерах мужиком, он даже за полюбившейся ему Татьяной ухаживал грубовато, как умел: «насильно впихнул ей пряник в руку, покачал головой, пошел прочь». Сам не употреблявший спиртного, он не выносил пьяных.
Барыню Герасим всё-таки немного боялся, но в душе верил в ее милосердие. Когда же ему пришлось по приказу барыни избавиться от Муму, он не выдерживает и уходит назад в деревню, где уже никогда не общается с женщинами и никогда не заводит собак.
Такой он, Герасим, главный герой произведения.
Герасим очень добрый ( об этом свидетельствует то, как он заботился о собаке) , покладистый (хороший работник) , дисциплинированный, я бы сказала, что он безвольный, потому как хозяйка приказала избавиться от собаки, а он последовал её требованию и утопил несчастное животное.
вначале им показалось, что это сон. однако, оглядевшись, оба генерала убедились, что действительно находятся на клочке суши посреди безграничного моря. захотелось им испить кофейку, но кофе не было.
пошли они осматривать остров, увидели разные плоды на деревьях, множество рыбы в воде и дичи в лесу. но за надо было лезть высоко, рыбу – ловить, а на дичь – охотиться. ничему этому генералы не были обучены. в столице им казалось даже, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею между тем, есть хотелось всё больше. нашедши случайно на острове старый нумер «московских ведомостей», генералы развернули его, думая отвлечься чтением от мыслей о пище. но почти все газетные статьи были посвящены описаниям обедов и угощений в разных губернских городах, – и только раздражали аппетит.
ища выход, генералы вдруг подумали, что неплохо было бы им найти себе крестьянина, мужика. побродив ещё по острову, они зачуяли запах мякинного хлеба и кислой овчины и увидели рослого мужичину, который нахально спал – и уклонялся тем самым от работы.
– спишь, лежебок! – накинулись они на него с негодованием. – небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают!
проснувшийся мужик вначале хотел дать от них стречка, но генералы крепко в него вцепились. и пришлось ему исполнять на них свою всегдашнюю мужицкую обязанность.
он залез на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. потом добыл картофелю из земли, развёл огонь трением двух кусочков дерева, поймал рябчика – и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «не дать ли и тунеядцу частичку? »
на радостях они позволили мужику немного поспать, но перед этим приказали ему свить из конопли верёвку и привязали его к дереву, чтоб не убег.
вскоре стали генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. от праздности они всё чаще вспоминали про петербург, где за время отсутствия накапливались их пенсии.
слыша их слова про столицу, мужик начал делать посудину, похожую на корабль. устлавши дно её лебяжьим пухом, он уложил на дно генералов, перекрестился и поплыл по морю. в пути генералы набрались немало страху от бурь и ветров, сильно ругали мужичину за его тунеядство, а он всё молчал, грёб, да кормил генералов селедками.
так приплыли они в петербург, на подьяческую. придя домой, напились генералы кофею, наелись сдобных булок и поехали в казначейство получать пенсии.
денег загребли много. и о мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!