идею написать сатирическую комедию о чиновниках гоголю подсказал а.с. пушкин. в 1835 году николай васильевич приступил к написанию «ревизора». однако полностью закончил произведение только в 1842 году. за это время автор многократно вносил правки в свое творение. для тех лет комедия гоголя была весьма новаторской. ведь в ней нет положительных героев, любовной линии, она вся состоит из обличения человеческих пороков, которыми гоголь в своем произведении «наградил» чиновников.
действие комедии происходит в маленьком захолустном городке, где правят казнокрады, взяточники, воры во главе с городничим. все эти люди живут в полной уверенности, что за их преступления они никогда не понесут ответственности. ведь начальство так далеко, а в городе все свои и всегда можно договориться. но внезапно городничий получает известие о приезде в город ревизора из петербурга. проблема состоит в том, что проверяющий прибудет инкогнито.
в это же самое время волею судьбы в городе оказывается хлестаков, мелкий служащий коллежский регистратор, сбежавший из петербурга. он сильно потратился в дороге и живет в гостинице без копейки денег. и вот этого-то человека и принимают в городе за приехавшего ревизора! всему виной, укоренившаяся у горожан привычка, верить сплетням, домыслам и слухам.
зная, что в городе все дела находятся в запустении, обленившиеся от безнаказанности чиновники начинают наперебой угождать хлестакову, чтобы он «закрыл глаза» на их делишки. а сам хлестаков, который вначале ничего не понимает, принимает это за чистую монету. лишь позднее до него доходит, что его принимают за важную персону, и вовсю использует это заблуждение в свою пользу. он преспокойно берет взятки у посетителей, волочится за женой и дочерью городничего, попутно рассказывая завиральные о своем влиянии в петербурге.
обман раскрывается только после отъезда хлестакова, который написал письмо о своих приключениях другу тряпички ну. немая сцена в конце комедии показывает читателю, что расплата для зарвавшихся чиновников, наконец, наступит.
образ каждого «героя» продуман гоголем до мелочей. городничий с громкой фамилией сквозник-дмухановский, неглупый человек, бездарно вверенным ему городом. он пребывает в уверенности, что все грехи можно замолить в церкви. бюрократ и взяточник, обманутый мелким пройдохой. говорящая фамилия ляпкин-тяпкин у судьи уездного города. сразу понятно, что этот человек относится к своим обязанностям «тяп ляп». для него главное не вершить правосудие, а жить в свое удовольствие. он и взятки берет борзыми щенками, полагая, что раз это не деньги, то и греха в таком деянии нет.
но особое место в калейдоскопе образов занимает, конечно, хлестаков. кутила и мот, тратящий деньги своих родителей. мелкая и ничтожная личность невеликого ума. уму непостижимо, как могли все принять такого человека за ревизора, наделенного полномочиями и с «секретным предписанием».
в этой сатирической комедии гоголь блестяще показал, насколько прогнило общество того времени. продажность чиновников, взяточничество, чинопочитание изнутри подтачивали устои российского общества. но есть вера в то, что все они получат по заслугам, так как в конце, перед немой сценой, читатель узнает, что настоящий ревизор уже прибыл.
Актуальность и правда жизни на страницах «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина
В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя.
Н. Г. Чернышевский
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин является прямым последователем литературных традиций Н. В. Гоголя. Сатира великого писателя нашла продолжение в произведениях Салтыкова-Щедрина, она обрела новую форму, но не потеряла своей остроты и актуальности.
В «Сказках для детей изрядного возраста» писатель бичует беспорядки, мешающие развитию России. И главное зло, которое осуждает автор, — это крепостное право, губящее как рабов, так и господ. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сарказм писателя достигает вершины.
Читатель смеется над бес генералами умереть от голода среди обилия пищи, и лишь появившийся невесть откуда «лежебока-мужик их от неминуемой гибели. Наивность генералов фантастична. «Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? — сказал один генерал» . Мужик же ловок и сноровист, достиг того, что варит суп в пригоршне. Он к любому делу, но не одно восхищение автора и читателей вызывает этот персонаж.
Вместе с Салтыковым-Щедриным мы печалимся о горькой судьбе народа, вынужденного взваливать на свои плечи заботу о дармоедах-помещицах, лодырях и бездельниках лишь помыкать другими, заставлять работать на себя.
Писатель постепенно подводит своих читателей к мысли о необходимости решительных перемен в обществе. Уничтожение крепостного права Салтыков-Щедрин ставил основным условием нормальной жизни общества. Конец «Повести... » удивительно созвучен некрасовской «Железной дороге» , когда вместо благодарности герою высылают «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» . По свидетельству современников, Салтыков-Щедрин ненавидел самодовольных и равнодушных, основным злом считал насилие и грубость. Всем своим творчеством писатель бескомпромиссно боролся против названных пороков, стараясь искоренить их в России.
В один из жарких майских дней в Москве появляется некто Воланд, который выдает себя за специалиста темной магии, на самом деле – это сатана. Первым встречает его на Патриарших прудах Берлиоз – редактор крупного журнала и поэт Иван Бездомный. Они спорят о Хресте. Воланд говорит, что Христос существовал на самом деле и доказывает это предсказанием Берлиозу смерти с отсечение головы. И на глазах Ивана Бездомного Берлиоз попадает под трамвай. Поэт Иван Бездомный безуспешно пытается преследовать Воланда, затем, оказавшись в Массолите (Московской Литературной Ассоциации) он так несвязанно рассказывает о произошедших событиях, что его пытаются отправить в загородную психиатрическую больницу. Воланд явившись по адресу покойного Берлиоза, который проживал вместе со Степаном Лиходеевым – директором Варьете, застает Степана в состоянии сильнейшего похмельного синдрома и предъявляет ему контракт на выступление Воланда в театре, пописанный им же, Лиходеевым, затем выпроваживает Лиходеева из квартиры и тот странным образом оказывается в Ялте.
Сатану сопровождает странная свита: хорошенькая ведьма Гелла, страшный Азазелло, Коровьев (Фагот), и Бегемот, который представлен в виде устрашающих размеров черного кота. Никонор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома № 302 – бис по Садовой улице оказывается в квартире 50 и застает там Коровьева. Тот предлагает сдать квартиру Воланда, так как Берлиоз погиб, а Лиходеев находится в Ялте и после долгих уговоров Никонор Иванович соглашается. Получив сверх платы четыреста рублей прячет их в вентиляционное отверстие. В тот же день к нему приходят с арестом за хранение валюты, потому что рубли эти оказались долларами.
Финдиректор Варьете – Римский и администратор Варенуха безрезультатно пытаются отыскать Лиходеева, тот в свою очередь шлет им телеграмму за телеграммой пытаясь подтвердить свою личность и получить хоть какие-то деньги, чтобы вернуться из Ялты. Решив что это глупая шутка, Римский посылает Варенуху с телеграммами, чтобы он отнес их туда куда надо, но Варенуха не добирается до места назначения, потому что его подхватывает Бегемот.
Вечером на сцене Варьете начинается представление великого мага и его свиты. Выставив пистолет напротив Фагота Вланд организует денежный дождь, люди хватают падающие с неба червонцы, на сцене открывается магазин для дам, где каждая сидящая в зале женщина может сменить свой гардероб. Через некоторое время после окончания представления все червонцы превращаются в простые бумажки, а женщины вынуждены метаться по улице в нижнем белье, потому что все, во что они были одеты – бесследно исчезло.
После спектакля Римский задерживается в кабинете, к нему заходит Варенуха, превращенный Геллой в вампира. Увидев что Варенуха не отбрасывает тень, Римский пытается бежать, слышит крики петуха и вампиры исчезают. Римский, мгновенно поседев кидается на вокзал, чтобы уехать курьерским поездом в Петербург.
Поэт Иван Бездомный встречается в клинике с Мастером, Мастер рассказывает о себе. Он был историком, работал в музее и получив крупный выигрыш решил снять квартиру в одном из Арбатских переулков и стал там писать роман о Понтие Пилате. Однажды на улице он увидел Маргариту. Они сразу полюбили друг друга, и не смотря на то, что Маргарита была супругой одного из уважаемых человека, она каждый день приходила к Мастеру. Мастер писал свой роман, потом он его закончил и отнес в редакцию, но публиковать роман отказались. Хотя отрывок опубликовали, он подвергся критике и Мастер заболел.
Утром Маргарита просыпается с ощущением, что должно что-то произойти и отправляется гулять в парк, где встречает Азеззело. Тот в свою очередь предлагает ей встретиться с иностранцем и Маргарита соглашается. Азаззело дает ей баночку с кремом, с его маргарита может летать. Воланд просит Маргариту быть королевой на его балу и обещает выполнить то, что она пожелает. В полночь начинается бал сатаны. Мужчины во фраках, а женщины обнаженные. Когда бал заканчивается Маргарита просит вернуть ей Мастера, и Воланд исполняет обещанное.
Во второй сюжетной линии во дворце прокуратор Понтий Пилат допрашивая арестованного, понимает, что перед ним не разбойник, а просто бродячий философ, но все таки утверждает обвинительный приговор. Он надеется, что Каифа сможет отпустить одного из осужденных, но Каифа отказывается. Левий Мотвей приносит проповеди Га-Ноцри, и Понтий Пилат читает «Самый страшный порок – это трусость».
В это время в Москве. На закате солнца Свита Воланда прощается с городом. На закате появляется Левий Мотвей и предлагает им взять к себе Мастера. Азаззело приходит в дом к мастеру и приносит вино в подарок от Волана, когда они его выпивают Черный конь уносит Мастера, свиту Воланда и Маргариту.
идею написать сатирическую комедию о чиновниках гоголю подсказал а.с. пушкин. в 1835 году николай васильевич приступил к написанию «ревизора». однако полностью закончил произведение только в 1842 году. за это время автор многократно вносил правки в свое творение. для тех лет комедия гоголя была весьма новаторской. ведь в ней нет положительных героев, любовной линии, она вся состоит из обличения человеческих пороков, которыми гоголь в своем произведении «наградил» чиновников.
действие комедии происходит в маленьком захолустном городке, где правят казнокрады, взяточники, воры во главе с городничим. все эти люди живут в полной уверенности, что за их преступления они никогда не понесут ответственности. ведь начальство так далеко, а в городе все свои и всегда можно договориться. но внезапно городничий получает известие о приезде в город ревизора из петербурга. проблема состоит в том, что проверяющий прибудет инкогнито.
в это же самое время волею судьбы в городе оказывается хлестаков, мелкий служащий коллежский регистратор, сбежавший из петербурга. он сильно потратился в дороге и живет в гостинице без копейки денег. и вот этого-то человека и принимают в городе за приехавшего ревизора! всему виной, укоренившаяся у горожан привычка, верить сплетням, домыслам и слухам.
зная, что в городе все дела находятся в запустении, обленившиеся от безнаказанности чиновники начинают наперебой угождать хлестакову, чтобы он «закрыл глаза» на их делишки. а сам хлестаков, который вначале ничего не понимает, принимает это за чистую монету. лишь позднее до него доходит, что его принимают за важную персону, и вовсю использует это заблуждение в свою пользу. он преспокойно берет взятки у посетителей, волочится за женой и дочерью городничего, попутно рассказывая завиральные о своем влиянии в петербурге.
обман раскрывается только после отъезда хлестакова, который написал письмо о своих приключениях другу тряпички ну. немая сцена в конце комедии показывает читателю, что расплата для зарвавшихся чиновников, наконец, наступит.
образ каждого «героя» продуман гоголем до мелочей. городничий с громкой фамилией сквозник-дмухановский, неглупый человек, бездарно вверенным ему городом. он пребывает в уверенности, что все грехи можно замолить в церкви. бюрократ и взяточник, обманутый мелким пройдохой. говорящая фамилия ляпкин-тяпкин у судьи уездного города. сразу понятно, что этот человек относится к своим обязанностям «тяп ляп». для него главное не вершить правосудие, а жить в свое удовольствие. он и взятки берет борзыми щенками, полагая, что раз это не деньги, то и греха в таком деянии нет.
но особое место в калейдоскопе образов занимает, конечно, хлестаков. кутила и мот, тратящий деньги своих родителей. мелкая и ничтожная личность невеликого ума. уму непостижимо, как могли все принять такого человека за ревизора, наделенного полномочиями и с «секретным предписанием».
в этой сатирической комедии гоголь блестяще показал, насколько прогнило общество того времени. продажность чиновников, взяточничество, чинопочитание изнутри подтачивали устои российского общества. но есть вера в то, что все они получат по заслугам, так как в конце, перед немой сценой, читатель узнает, что настоящий ревизор уже прибыл.