Имя помещика плюшкина стало нарицательным для обозначения скупости и моральной деградации. этот образ становится последней ступенью вырождения помещичьего класса. знакомство читателя с персонажем гоголь начинает как обычно, с описания деревни и усадьбы помещика. основной деталью становиться «какая-то особенная ветхость» и запустение, когда-то прочных домов. всё в его деревне было «темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; из-за изб тянулись во многих местах огромные клади хлеба, цветом походили они на старый, плохо выжженный кирпич» . дом же плюшкина также не отличался от общей картины разорения и пустоты: «каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. местами он был в один этаж, местами в два . из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками. эти два окна с своей стороны были тоже подслеповаты …». на самом деле, это весьма примечательная деталь – окна; для дома – это его глаза, и, они выражают общее его состояние; сам же хозяин – обладатель похожих глаз: «маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши…». гоголь рисует настолько правдивую картину, что не возможно в неё не поверить; именно глаза плюшкина, кажется, что он ещё вполне живой человек, со своими эмоциями и переживаниями, но которые он успешно скрывает и от окружающих, и от себя самого.
Только густо-темные деревья, только белый снег. множество деревьев - стволов и веток, огромные снежные сугробы. и больше ничего. можно ли из этого создать интересную картину? можно, если кисть в руки возьмет гениальный художник. это великий пейзажист иван шишкин. он сделал это - написал такую картину-пейзаж. и называется картина "зима". перед нами величественное изображение дремучего зимнего леса. прошел, видимо, не один снегопад и лес хорошенько завалило снегом. на переднем плане мы видим и поваленные старые стволы, и крупные ветви, и молодую поросль - маленькие елочки. все это покрыто толстым слоем снега, а часто - только угадывается под снегом. на снегу нет ни человеческого, ни звериного следа - это абсолютно пустынный, немой, скованный морозом лес. жизнь замерла в нем. изображение леса абсолютно реальное, его можно было бы даже принять за фотографию, если не знать, что картина написана тогда, когда любители-фотографы еще не ходили по лесам, обвешанные фотоаппаратами. но, несмотря на реальность изображения, так и хочется сказать о лесе: "сказочный". есть в этой картине какая-то таинственность, загадка, и если вдруг из-за деревьев выйдет сказочный морозко или гномик - не удивишься. именно в этом замерзшем лесу, кажется, и происходили все народные зимние сказки. выбрав для картины всего два цвета - белый и черный, художник умело пользуется ими, создавая светлое пятно на переднем плане - здесь расположена небольшая полянка, заваленная старыми деревьями. взгляд уходит по светлой полосе в глубину картины, где есть еще просвет между деревьями, он залит светом. так удачно художник соединяет передний, средний и задний планы. по бокам от светлого пятна и светлой "дорожки" - темные древние деревья. на переднем плане - это мощные вековые стволы. деревья в перспективе выглядят уже не такими впечатляющими. на всех ветках тяжело лежит снег. свет легко проникает внутрь зимнего леса, стволы хорошо освещены. если хорошо присмотреться, то для изображения деревьев художник взял не черную краску, как кажется с первого взгляда, а все оттенки коричневого. да и снег написан не только белой краской - здесь множество сероватых и желтоватых оттенков, что дало игру света на снегу и понять, что снег лежит давно, зима началась не вчера. да и не такой пустынный этот лес - на одной из веток, выступающих в световом просвете, сидит птица. и она тоже кажется какой-то мистической, сказочной в этом пейзаже. картина зима