писатель иносказательно передал россии, которую оценивал критически. жителей российской империи он назвал «глуповцами». они являются жителями одноименного города, жизнь которого описана в «глуповской летописи». данный этнос произошел от древнего народа под названием «головотяпы». за свое невежество они были переименованы соответствующе.
головотяпы враждовали с соседними племенами, а также между собой. и вот устав от ссор и беспорядков, они решили найти себе правителя, который устроил бы порядок. через три года они нашли подходящего князя, который согласился править ими. вместе с приобретенной властью люди основали город глупов. так писатель обозначил формирование древней руси и призвание рюрика на княжение.
сначала правитель послал им наместника, но тот проворовался, и тогда он прибыл самолично и навел жесткие порядки. так салтыков-щедрин представлял себе период феодальной раздробленности в средневековой россии.
далее писатель прерывает повествование и перечисляет биографии знаменитых градоначальников, каждая из которых – отдельная и законченная . первым был дементий варламович брудастый, в голове которого располагался органчик, что играл лишь две композиции: «не потерплю! » и «разорю! ». потом у него сломалась голова, и настало безначалие – смута, которая пришла после смерти ивана грозного. именно его автор изобразил в образе брудастого. далее появились одинаковые самозванцы-близнецы, но их вскоре убрали – это появление лжедмитрия и его последователей.
воцарилась анархия на неделю, в течение нее друг друга сменяли шестеро градоначальниц. это эпоха дворцовых переворотов, когда в российской империи правили одни женщины и интриги.
семен константинович двоекуров, который учредил медоварение и пивоварение, скорее всего, является прообразом петра первого, хоть данное предположение и идет вразрез с хронологией. но реформаторская деятельность и железная рука правителя уж похожи на характеристику императора.
начальники сменялись, их самомнение росло пропорционально градусу абсурда в произведении. откровенно безумные реформы или же безысходный застой губили страну, народ скатывался в нищету и невежество, а верхушка то пировала, то воевала, то охотилась за женским полом. чередование непрекращающихся ошибок и поражений к ужасающим последствиям, сатирически описанным автором. в конце концов, последний правитель угрюм-бурчеев умирает, и после его кончины повествование обрывается, а из-за открытого финала брезжит надежда на изменения к лучшему.
так же нестор описал возникновения руси в «повести временных лет». эту параллель автор проводит специально, чтобы намекнуть, кого же он подразумевает под глуповцами, и кто все эти градоначальники: полет фантазии или реальные правители? писатель четко дает понять, что описывает не весь род человеческий, а именно россию и ее порочность, переиначивая ее судьбу на свой лад.
композиция выстроена в хронологической последовательности, в произведении классическое линейное повествование, но каждая глава – вместилище полноценного сюжета, где есть свои герои, события и итоги.
Его судьба трагична. григорий печорин выслан из петербурга за некую “” (очевидно, за дуэль из-за женщины) на кавказ, по дороге с ним приключается еще несколько , он разжалован, снова отправляется на кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь из персии домой, умирает. за все это время он много пережил сам и во многом повлиял на жизнь других людей. за свою жизнь печорин разрушил много человеческих судеб — княжны мери лиговской, веры, бэлы, грушницкого.. почему же так получилось? ведь печорина можно назвать весьма неординарным, умным, волевым человеком. у него широкий кругозор, высокая образованность, культура. он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен? через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. печорин пишет в своем дневнике: “, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ” героя лермонтовского романа не устраивает такая судьба, и он действует. но при этом печорин тратит свои силы на действия его недостойные. он разрушает гнездо “мирных” контрабандистов, похищает бэлу, добивается любви мери и отказывается от нее, убивает на дуэли грушницкого.. мы видим, что печорин не считается с чувствами других людей, практически не обращает на них внимания. можно сказать, что поступки этого человека глубоко эгоистичны. тем более эгоистичны, что он себя оправдывает. объясняясь с мери, печорин рассказывает: “ была моя участь с самого детства! все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились.. я стал скрытен.. я стал злопамятен.. я сделался завистлив.. я выучился ненавидеть.. я начал обманывать.. я сделался нравственным ” но мне кажется, что нельзя обвинять только самого печорина в том, что он “сделался нравственным калекой”. в этом виновато также общество, в котором нет достойного применения лучшим качествам героя. то самое общество, которое мешало онегину и ленскому, которое ненавидело чацкого, теперь печорина. так печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он “хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли”. таким образом, можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов xix столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся “силы необъятные”, а с другой стороны — это эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. печорин — это и “злой гений” и в то же время жертва общества. в дневнике печорина мы читаем: “ мое удовольствие подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти”. его внимание к женщинам, желание добиться их любви — это потребность его честолюбия, жажда подчинить своей воле окружающих. об этом говорит его любовь к вере. ведь между печориным и верой стояла преграда — вера была замужем, и это привлекало печорина, который стремился добиться своего вопреки любым обстоятельствам. я думаю, что, родись этот человек в другое время, он смог бы реализовать свои таланты на пользу себе и окружающим. не случайно он занимает одно из центральных мест в галерее образов “лишних” людей. с другой стороны, печорин — это герой своего времени, потому что в трагедии его жизни отразилась трагедия целого поколения молодых талантливых людей, не нашедших себе достойного применения. беру!
писатель иносказательно передал россии, которую оценивал критически. жителей российской империи он назвал «глуповцами». они являются жителями одноименного города, жизнь которого описана в «глуповской летописи». данный этнос произошел от древнего народа под названием «головотяпы». за свое невежество они были переименованы соответствующе.
головотяпы враждовали с соседними племенами, а также между собой. и вот устав от ссор и беспорядков, они решили найти себе правителя, который устроил бы порядок. через три года они нашли подходящего князя, который согласился править ими. вместе с приобретенной властью люди основали город глупов. так писатель обозначил формирование древней руси и призвание рюрика на княжение.
сначала правитель послал им наместника, но тот проворовался, и тогда он прибыл самолично и навел жесткие порядки. так салтыков-щедрин представлял себе период феодальной раздробленности в средневековой россии.
далее писатель прерывает повествование и перечисляет биографии знаменитых градоначальников, каждая из которых – отдельная и законченная . первым был дементий варламович брудастый, в голове которого располагался органчик, что играл лишь две композиции: «не потерплю! » и «разорю! ». потом у него сломалась голова, и настало безначалие – смута, которая пришла после смерти ивана грозного. именно его автор изобразил в образе брудастого. далее появились одинаковые самозванцы-близнецы, но их вскоре убрали – это появление лжедмитрия и его последователей.
воцарилась анархия на неделю, в течение нее друг друга сменяли шестеро градоначальниц. это эпоха дворцовых переворотов, когда в российской империи правили одни женщины и интриги.
семен константинович двоекуров, который учредил медоварение и пивоварение, скорее всего, является прообразом петра первого, хоть данное предположение и идет вразрез с хронологией. но реформаторская деятельность и железная рука правителя уж похожи на характеристику императора.
начальники сменялись, их самомнение росло пропорционально градусу абсурда в произведении. откровенно безумные реформы или же безысходный застой губили страну, народ скатывался в нищету и невежество, а верхушка то пировала, то воевала, то охотилась за женским полом. чередование непрекращающихся ошибок и поражений к ужасающим последствиям, сатирически описанным автором. в конце концов, последний правитель угрюм-бурчеев умирает, и после его кончины повествование обрывается, а из-за открытого финала брезжит надежда на изменения к лучшему.
так же нестор описал возникновения руси в «повести временных лет». эту параллель автор проводит специально, чтобы намекнуть, кого же он подразумевает под глуповцами, и кто все эти градоначальники: полет фантазии или реальные правители? писатель четко дает понять, что описывает не весь род человеческий, а именно россию и ее порочность, переиначивая ее судьбу на свой лад.
композиция выстроена в хронологической последовательности, в произведении классическое линейное повествование, но каждая глава – вместилище полноценного сюжета, где есть свои герои, события и итоги.