Герой нашего времени» - первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя «одна душа, одни и те же муки». Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь.Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей. Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина (в первых трех повестях) к их мотивам (в 4 и 5 повестях), то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология.
М.Ю. Лермонтов впервые в русской литературе использовал психологический анализ как средство для раскрытия характера героя, его внутреннего мира. Глубокое проникновение в психологию Печорина лучше понять остроту социальных проблем, поставленных в романе. Основная идея романа связана с центральным его образом - Печориным; все подчинено задаче всестороннего и глубокого раскрытия характера этого героя. Лермонтов впервые в русской литературе использовал психологический анализ как средство для раскрытия характера героя, его внутреннего мира. Глубокое проникновение в психологию Печорина лучше понять остроту социальных проблем, поставленных в романе.
Обращает внимание необычная композиция романа, которая так же понять его глубокий психологизм. Роман состоит из отдельных произведений , в которых нет ни единого сюжета, ни постоянных действующих лиц, ни одного рассказчика. Эти пять повестей объединены только образом главного героя - Григория Александровича Печорина. Они расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя. В данном случае автору важно было показать Печорина в различной обстановке в общении с самыми разными людьми, выбрать для описания наиболее важные, значительные эпизоды его жизни. В каждой повести автор помещает своего героя в новую среду, где он сталкивается с людьми иного общественного положения и психического склада: горцами, контрабандистами, офицерами, дворянским «водяным обществом». И каждый раз Печорин открывается читателю с новой стороны.Лермонтов первым поставил «важный современный вопрос о внутреннем человеке», «история души человеческой».Авторский взгляд улавливает тончайшие переходы мыслей, оттенки настроений, тонкости переживаний своих героев, часто состоящие из разнонаправленных психологических движений.
Новаторство творческой манеры Лермонтова заключается в том, что он не скрывает от читателя самих механизмов» постижения этих внутренних, скрытых от постороннего глаза глубин человеческого «я».Лермонтов говорит о сложности человеческого характера, о его сложной и противоречивой структуре. В личности Печорина он выделяет первичную основу - добрые задатки, заложенные природой: герой всегда искренен,пытлив на сострадание, энергичен, обладает высоким интеллектом.Однако в реальной жизни, в которой так много значат социальное положение человека, воспитание и условности, с которыми должно считаться, добро легко уживается со злом: тщеславием, ненасытной гордостью, желанием властвовать над другими и утвердить свое превосходство любыми средствами.Оригинальным и сугубо личным «изобретением» писателя является впервые примененная в романе «перекрестная» характеристика персонажей, выраженная в том, что центральная фигура Печорина как бы просвечивается через сопоставление со столь же самостоятельными, но все же «проходящими» образами горцев,Максима Максимыча, Вернера,Грушницкого, Веры, княжны Мери.Живущие собственной жизнью,эти и другие персонажи романа оттеняют важные черты характера главного героя.
«Герой нашего времени» - первый в русской литературе «аналитический» роман,в центре которого стоит личность человека.
актуально, потому что мысли из "поучения владимира мономаха" не потеряли своей значимости и в наши дни:
не забывайте бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего. убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовцу, рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. более всего чтите гостя. не пропустите человека, не его, и доброе слово ему молвите.
подробнее - на -
ответ:
в повести «бедная лиза » карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. в ней главные герои (лиза и эраст) являются примерами этого противостояния.
лиза - крестьянская девушка. после смерти отца она и ее мать обеднели, и лиза была вынуждена браться за любую работу, чтобы заработать на хлеб.
продавая цветы в москве, лиза встретила молодого дворянина (эраста), которого тут же полюбила. но после предательства эраста она утопилась в пруду.
главные черты характера лизы – умение преданно любить и доброта. девушка живет не разумом, а чувствами и видит в людях только добро.
лизина доброта и явилась главной причиной ее смерти, и смерти ее матери.
эраст - светский молодой человек с добрым сердцем, но ветреным и слабым. ему надоела общественная жизнь, и он пытается ее изменить. в этом эрасту появление в его жизни любви к лизе. ему кажется, что он любит ее, но потом все его чувства проходят.
чтобы сбежать от лизы эраст отправляется на войну, где он вместо того чтобы сражаться с врагами тратит свое время на игру в карты. проиграв почти все свое имение, он женится на богатой пожилой вдове.
образ эраста связан с губительной силой города, которая уничтожает доброго человека.
предательство-это главная причина смерти лизы и самая большая ошибка эраста.
)
Объяснение:
Роман «Герой нашего времени» – уникальное явление русской культуры. Опираясь на литературные тенденции 30-х–40-х годов XIX века, Михаил Юрьевич Лермонтов во многом стал новатором. Он создал первый реалистический роман в прозе на русском языке, творчески переосмыслил метод циклизации, расширил функциональные возможности композиции и подарил миру эпохальный образ Печорина – лишнего человека, выпавшего из круговорота своего мятежного времени.