рассказ « с собачкой» был создан чеховым в 1898 году под впечатлением жизни в ялте.
тема, изложенная в произведении проста и многим читателям знакома - курортный роман и его последствия. но задумкой чехова не было изобразить пресловутый курортный роман. цель произведения лежит гораздо глубже. автор желает показать читателю (и особенно читателю того времени), как безысходность жизненной ситуации, боязнь осуждения со стороны и неспособность делать шаги к своей настоящей любви породило глухое и слепое ко всему общество.
в первой части писатель демонстрирует поведение мужчины и женщины на курорте вдали от семьи и привычного образа жизни. главный герой гуров дмитрий дмитриевич во власти соблазнительной мысли о мимолетной связи, о романе с неизвестной очаровательной женщиной. дома осталась нелюбимая надоевшая жена и трое детей. но душа, уставшая без любви, буквально требует ласки и нежности. такая же ищущая понимания и с собачкой. главная героиня даже никогда и не любила своего мужа. знакомство несвободных и несчастных в браке было предопределено.
гуров желал просто развеяться и хорошо отдохнуть. но встреча с анной сергеевной переменила его. он искренне полюбил ее, полюбил как впервые в жизни, испытав в зрелом возрасте щемящие юношеские чувства. и эта любовь озарила его вспышкой осознания всей бестолковости незаметных неинтересных дней.
чехов подводит читателей к главному постулату - любовь может все. именно поэтому его герой изменился, прозрел. он уже не прожигатель жизни, а человек, способный сострадать, быть искренним, верным.
сюжетная линия прорисована автором с филигранным искусством. вот среди гуляющих на набережной курорта появляется новое лицо - с собачкой. через несколько дней гуров с этой знакомится. после недели встреч, по словам анны сергеевны, произошло ее падение.
кажется, что «донжуан» добился чего хотел, и что за этим должно последовать. пришедшее от мужа анны сергеевны письмо с мольбой о возвращении домой прерывает приятное времяпрепровождение. вскоре и гуров уехал домой, искренне полагая, что больше он никогда ее не увидит. но герой простился не со своим очередным «приключением», а со всей прошлой жизнью, привычками и мыслями, он простился и с собой. потому то далее и предстает совершенно новым человеком.
и если поначалу возвращение домой, в москву приятно и комфортно для дмитрия дмитриевича, то потом его мысленный взор снова обращается к анне сергеевне. чувства накрывают гурова стремительно и очищают от лицемерия и равнодушия. внутренние перемены толкают его на поиски любимой женщины.
писатель умышленно изображает серость и унылость города с., где обитает героиня. это словно тюрьма для чистых и светлых взаимоотношений. судьба ставит их перед непростым выбором, но ведь любовь делает чудеса. не имея сил перебороть свои истинные и сильные чувства, гуров и анна сергеевна решают продолжать встречи. она приезжает к нему в москву для свиданий в гостинице.
вопреки ханжескому настрою общества, автор явно симпатизирует главным героям. и это расположение видно в их портретах. гуров порядочный москвич, обаятелен, находчив, наблюдателен и весьма учтив в обращении с . у нее прекрасные серые глаза и нежная шея.
чехов полностью отказался от принятых стандартов и категорично развивает сюжет рассказа по совершенно противоположному пути. ведь в о курортных романах герои не должны быть так отчаянно несчастны.
отныне у гурова две жизни: явная, но полная условной правды и обмана, а другая - протекающая в тайне от окружающих.
чехов не задает вопросов о том, что ждет этих людей. он просто показывает, как любовь может преобразить человека. но в духовном развитии показан только главный герой. с собачкой почти не меняется, разве что понимает, что она не падшая женщина. но ее мысли теперь близки и понятны гурову, ведь теперь он любит по-настоящему.
О романе А.С.Пушкина "Дубровский"
Замысел романа "Дубровский" возник в конце сентября 1832 года. Пушкин в сентябре 1832 года встретился в Москве с П.В.Нащокиным и услышал от него рассказ о прототипе Дубровского – белорусском дворянине Островском. В это время Пушкин работал над повестью дворянине-пугачевце, которого перипетии его личной судьбы делают соучастником крестьянского бунта, и поэтому история Островского произвела на Пушкина большое впечатление, она легла на почву, подготовленную предшествующими его размышлениями и художественной работой.
Истинное происшествие, случившееся в начале 1830-х годов с небогатым дворянином, "который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других", становится основой романа "Дубровский".
Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: "21 октября 1832 года". Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.
Основой романа "Дубровский" является трагическая мысль о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа. Она и порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции романа:
дружба противостоит сцене суда,
встреча Владимира Дубровского с родным домом сопровождается смертью отца, сраженного несчастьями и смертельной болезнью,
тишина похорон нарушается грозным заревом пожара,
праздник в Покровском завершается ограблением,
любовь – бегством,
венчание – сражением.
Вот такие непохожие события соседствуют в романе. Действие романа развивается сначала последовательно, далее автор использует ретроспективу, т.е. прием возвращения в Важную роль играет в романе конфликт.
"Фабула пушкинского романа предельно проста. После тщательно разработанной экспозиции действие концентрируется вокруг одного героя и его судьбы. И тем не менее основная линия повествования складывается в "Дубровском" как бы из нескольких готовых повествовательных блоков, каждый из которых связан с особой литературной традицией. За рассказом о распре отцов следует другой – о превращении гвардейского офицера в разбойника. Далее идет история любви Дубровского к Марье Кириловне, сменяющаяся повестью о вынужденном замужестве дочери Троекурова…"1
Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Но он не добивается успеха, он неумолимо теряет все: в первом томе мы узнаем, что у него отнята вотчина, он лишен родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он жил раньше. Во втором томе мы видим, как Верейский отнимает у него любовь, а государство – разбойничью волю. В романе человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами.
Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удается. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Но изменить судьбу ему не удается, так как место героя в обществе закреплено навсегда. Он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у его отца, – бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь, бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Поэтому все попытки Владимира Дубровского отстоять свое право быть бедным и честным заканчиваются катастрофой: душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.