Источником стихотворения является рассказ о смерти Репнина в «Истории Иоанна Грозного» А. М. Курбского: «Упившись начал со скоморохами в машкарах плясати, и сущие пирующие с ним; видев же сие бесчиние, он, муж нарочитый и благородный, начал плакати и глаголати ему: "Иже недостоин ти, о царю христианский, таковых творити". Он же начал нудити его, глаголюще: "Веселись и играй с нами",- и, взявши машкару, класти начал на лице его; он же отверже ю и потоптал, и рече: "Не буди ми ее безумие и бесчиние сотворити, в советническом чину сущу мужу!" Царь же ярости исполнився, отогнал его от очей своих, и по коликих днях потом, в день недельный, на всенощном, бдению стоящу ему в церкви... повелел воинам бесчеловечным и лютым заклати его, близу самого олтаря стояща, аки агнца божия неповинного» («Сказания князя Курбского», ч. 1, СПб. 1833, стр. 120-121).
Без отдыха пирует с дружиной удалой
Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.
Ковшами золотыми столов блистает ряд,
Разгульные за ними опричники сидят.
С вечерни 1 льются вины на царские ковры,
Поют ему с полночи лихие гусляры,
«Да здравствуют тиуны 4 , опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!
Себе личину, други, пусть каждый изберет,
Я первый открываю веселый хоровод,
За мной, мои тиуны, опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!»
И все подъяли кубки. Не поднял лишь один;
Один не поднял кубка, Михайло князь Репнин.
«О царь! забыл ты Бога, свой сан ты, царь, забыл!
Опричниной на горе престол свой окружил!
Рассыпь державным словом детей бесовских рать!
Тебе ли, властелину, здесь в машкаре 5 плясать!»
Но царь, нахмуря брови: «В уме ты, знать, ослаб
Или хмелен не в меру? Молчи, строптивый раб!
Не возражай ни слова и машкару надень -
Или клянусь, что прожил ты свой последний день!»
Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь:
«Опричнина да сгинет! - он рек, перекрестясь. -
Да здравствует во веки наш православный царь!
Да правит человеки, как правил ими встарь!
Да презрит, как измену, бесстыдной лести глас!
Личины ж не надену я в мой последний час!»
Он молвил и ногами личину растоптал;
Из рук его на землю звенящий кубок пал...
«Умри же, дерзновенный!» - царь вскрикнул, разъярясь,
И пал, жезлом пронзенный, Репнин, правдивый князь.
И вновь подъяты кубки, ковши опять звучат,
За длинными столами опричники шумят,
И смех их раздается, и пир опять кипит,
Но звон ковшей и кубков царя не веселит:
«Убил, убил напрасно я верного слугу,
Вкушать веселье ныне я боле не могу!»
Напрасно льются вины на царские ковры,
Поют царю напрасно лихие гусляры,
Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен.
1 С вечерни - с вечерней церковной молитвы.
2 Личина - маска.
3 Кравчий - боярин, ведавший царским столом, едой, винами и напитками, а также распорядитель стола; придворный чин XV-XVIII веков.
4 Тиуны - наименование должностных лиц; здесь: верные слуги.
В древности люди придумывали различные сказания, иначе - былины. Их исполняли в царских палатах и за застольями. Зачастую героями былин были могучие богатыри, защитники отечества. Это Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович, Волх Всеславьявич и другие.
Большинство былин были написаны про Илью Муромца ("Три поездки Ильи Муромца", "Илья Муромец и Соловей Разбойник", "Илья Муромец и Калин-Царь" и др. ) Как видно из одной былины, раньше Илья был не мог ходить и 30 лет просидел на печке. Но однажды его навестили мудрецы и подарили умение ходить за его доброту (Илья напоил их пивом) . Потом Илья нашёл себе богатырского коня и поехал записываться на службу к королю князю - Владимиру Красное Солнышко.
Илья Муромец боролся с различными монстрами и врагами. Во всех битвах он одерживал победу, но не погибал, потому что ему "на роду написано" умереть своей собственной смертью.
Илья Муромец был патриотом, был преданным своей Родине и службе у князя. Когда вражеский царь Калин хотел сделать Илью своим воеводой в награду за его упорность и отвагу на поле битвы - он один бился с бесчисленным войском! - Илья отказался и сказал: "Мне Родина дороже службы у врага! "
Илья Муромец был настоящим храбрецом - он не побоялся расчистить прямоезжую дорогу до Киева, где сидел в засаде Соловей-Разбойник.
Илья - очень умный богатырь. Когда черниговцы хотели сделать его своим "начальником", он не захотел у них править и поехал дальше. Ведь он сделал в каком-то роде правильно. Если бы он начал править у черниговцев, то в скором времени разбогател бы, сидел на троне, занимался бы делами города и был бы просто правителем. А так Илья Муромец, "дородный славный добрый молодец" совершил много подвигов, получил княжескую милость и уважение народа.
Илья Муромец - мой самый любимый былинный герой. Он попадает в разные ситуации и с лёгкостью из них выходит. Он сильный, умный, добрый и самый лучший богатырь
Герасим был человек двухметрового роста, сложенный богатырем и глухонемым от рождения. Татьяна же была маленькая, худенькая, белокурая. она не могла похвалиться своей участью. работала за двоих, а ласки никогда ни от кого не получала. когда в первый раз Татьяна увидела Герасима, тут же испугалась и некоторое время старалась обходить его стороной. Герасим поначалу не обращал на нее внимания, затем стал посмеиваться, когда она проходила мимо него, и в конце концов стал на нее загядываться. улыбался ей, ласково мычал, расчищал пыль перед ней. в доме все знали, что Герасим полюбил Татьяну и собирался просить у барыни разрешения жениться на Татьяне, но ждал новый кафтан который обещали сшить ему на лето.
а затем барыня решила выдать Татьяну замуж за некого Капитона Климова, который являлся в её доме сапожником, горьким пьяницей. Татьяна поначалу боялась даже дмать об этом. но Капитон придумал коварный план. он знал, что Герасим терпеть не может пьяных людей. так и порешили. Татьяна прикинулась пьяной для того, чтобы Герасим её разлюбил. Герасим видел её, сначала заулыбался, замычал, а потом присмотрелся, видит Татьяна шатается, и догодался, что она пьяна. Герасим толкнул ее к Капитону и ушел. После этого Капитон и Татьяна поженились и уехали алеко в деревню, потому что Капитон окончательно спился
Источником стихотворения является рассказ о смерти Репнина в «Истории Иоанна Грозного» А. М. Курбского: «Упившись начал со скоморохами в машкарах плясати, и сущие пирующие с ним; видев же сие бесчиние, он, муж нарочитый и благородный, начал плакати и глаголати ему: "Иже недостоин ти, о царю христианский, таковых творити". Он же начал нудити его, глаголюще: "Веселись и играй с нами",- и, взявши машкару, класти начал на лице его; он же отверже ю и потоптал, и рече: "Не буди ми ее безумие и бесчиние сотворити, в советническом чину сущу мужу!" Царь же ярости исполнився, отогнал его от очей своих, и по коликих днях потом, в день недельный, на всенощном, бдению стоящу ему в церкви... повелел воинам бесчеловечным и лютым заклати его, близу самого олтаря стояща, аки агнца божия неповинного» («Сказания князя Курбского», ч. 1, СПб. 1833, стр. 120-121).
Без отдыха пирует с дружиной удалой
Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.
Ковшами золотыми столов блистает ряд,
Разгульные за ними опричники сидят.
С вечерни 1 льются вины на царские ковры,
Поют ему с полночи лихие гусляры,
«Да здравствуют тиуны 4 , опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!
Себе личину, други, пусть каждый изберет,
Я первый открываю веселый хоровод,
За мной, мои тиуны, опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!»
И все подъяли кубки. Не поднял лишь один;
Один не поднял кубка, Михайло князь Репнин.
«О царь! забыл ты Бога, свой сан ты, царь, забыл!
Опричниной на горе престол свой окружил!
Рассыпь державным словом детей бесовских рать!
Тебе ли, властелину, здесь в машкаре 5 плясать!»
Но царь, нахмуря брови: «В уме ты, знать, ослаб
Или хмелен не в меру? Молчи, строптивый раб!
Не возражай ни слова и машкару надень -
Или клянусь, что прожил ты свой последний день!»
Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь:
«Опричнина да сгинет! - он рек, перекрестясь. -
Да здравствует во веки наш православный царь!
Да правит человеки, как правил ими встарь!
Да презрит, как измену, бесстыдной лести глас!
Личины ж не надену я в мой последний час!»
Он молвил и ногами личину растоптал;
Из рук его на землю звенящий кубок пал...
«Умри же, дерзновенный!» - царь вскрикнул, разъярясь,
И пал, жезлом пронзенный, Репнин, правдивый князь.
И вновь подъяты кубки, ковши опять звучат,
За длинными столами опричники шумят,
И смех их раздается, и пир опять кипит,
Но звон ковшей и кубков царя не веселит:
«Убил, убил напрасно я верного слугу,
Вкушать веселье ныне я боле не могу!»
Напрасно льются вины на царские ковры,
Поют царю напрасно лихие гусляры,
Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен.
1 С вечерни - с вечерней церковной молитвы.
2 Личина - маска.
3 Кравчий - боярин, ведавший царским столом, едой, винами и напитками, а также распорядитель стола; придворный чин XV-XVIII веков.
4 Тиуны - наименование должностных лиц; здесь: верные слуги.
5 Машкара (личина) - маска.