Роль антитезы велика. Во-первых, антитеза в словах Смета : жалею и не жалею, которая подчеркивает важность чувства любви в жизни персонажа, даже если она сопровождается грустью и тоской. Во-вторых, антитеза в образах : начинающий поэт и опытный, мудрый поэт, который смог оценить по достоинству творчество юного, - показывает читателю ценность искусств. В-третьих, антитеза в ситуациях - предполагаемая смерть за позорящий поступок - великодушный поступок обиженного мужа, подчеркивает трудность решения Азербая. Возможно, контраст в идее: поэт в Азербае побеждает в нем опозоренного мужа.
религиозно-философские искания льва николаевича толстого были связаны с переживанием и осмыслением самых разнообразных философских и религиозных учений. на основе чего формировалась мировоззренческая система, отличавшаяся последовательным стремлением к определенности и ясности (в существенной мере - на уровне здравого смысла). при объяснении философских и религиозных проблем и соответственно своеобразным исповедально-проповедническим стилем выражения собственного символа веры то же время критическое отношение к толстому именно как к мыслителю представлено в российской интеллектуальной традиции достаточно широко. о том, что толстой был гениальным художником, но "плохим мыслителем", писали в разные годы в.с. соловьев, н.к. михайловский, г.в. флоровский, г.в. плеханов, и.а. ильин и другие. однако, сколь бы серьезными подчас ни были аргументы критиков толстовского учения, оно безусловно занимает свое уникальное место в мысли, отражая духовный путь великого писателя, его личный философский опыт ответа на "последние", вопросы.