Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь
На картине художник отчётливо выделил возвышенность у реки и небольшую зелёную полянку среди могучих тёмно-зелёных деревьев, отсюда открывается изумительный и прекрасный вид на красивую извивающуюся реку, по которой плывут ярко-белые парусники. На переднем плане картины, автор замечательно нарисовал деревья, такое впечатление, что они как будто по-настоящему двигаются на картине от ветра, создавая звучащий шум. Вот такую замечательную и волнующую красоту, художник видел в своих родных краях. Автор картины хотел максимально предать зрителям не только красоту и живость природы, но и её звуки. Это полотно передаёт своим зрителям всю свежесть жизни и молодость.
При этой картины, создается такое ощущение, как будто смотришь в окно и наблюдаешь за этой красотой, вдыхая освежающий и ароматный воздух природы, слушая её музыку. Если вникнуть в картину, то можно за представить себя на этой удивительной поляне, и прочувствовать аромат зеленеющей травы, цветов, протекающей реки и шум листвы. Ведь многим знакома подобная обстановка, потому что большинство людей бывали на природе, которая впадает в душу своими запоминающими ароматами и пейзажами.
Одних из первых кого пригласили на оценивание картины, был Архип Иванович Куинджи и Константин Фёдорович Богаевкий, который и дал название этому полотну. Когда он первый раз увидел картину, сразу прочёл куплет стиха Н. А. Некрасова «Зелёный шум», эти слова отлично подходили этому пейзажу, название так и осталось.