Теория Раскольникова — явление далеко не случайное. На протяжении всего XIX века в русской литературе не прекращались споры о роли сильной личности в истории, ее моральном облике. Особенно остро эта проблема встала перед обществом после поражения Наполеона. Проблема сильной личности неотделима от наполеоновской идеи. «Наполеону, — утверждает Раскольников, — и в голову не пришло бы мучиться вопросом — можно ли убить старушонку, — он зарезал бы без всякой задумчивости». Главный герой полагает, что все люди от рождения по закону природы делятся на два разряда: «на низший (обыкновенных), так сказать, на материал, и на собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово». Сильный имеет право преступить закон и совершать преступления во имя «лучшего».
Второй разряд людей — это одиночки, не подчиняющиеся общему закону: «Если ему нужно для своей идеи перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь». Для достижения карьеры, власти не существует преград. Раскольников признаётся Соне: «Я додумался до того, Соня, что власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её». Ключевое слово этой теории — власть, господство. Тираны не останавливались не перед чем ради достижения своей цели. Она оправдывает любые средства. Но при этом они прикрывали свои страшные преступления желанием улучшить жизнь человечества. Недаром ещё в черновиках автор указывал, что «в образе Раскольникова выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу».
В итоге Раскольников утверждает: «Свобода и власть, а главное — власть! Над всею дрожащей тварью и над всем муравейником». Его теория захватила не только ум, но и сердце героя. Причина тому — отвлечённость этой теории от жизни. Именно в этом корень зла. Теория малой крови ради счастья других не оправдывает себя с самого начала: вместо одного преступления Раскольников совершает три. Он убивает не только Алёну Ивановну, но и её беременную сестру.
Жизнь сталкивает его с Мармеладовым, представителем «низшего разряда людей», но сознающего себя личностью и требующим к себе человеческого отношения. Раскольников не может не сочувствовать ему, хотя в соответствии со своей теорией должен презирать подобных людей. Со своей тяжелой судьбой Мармеладов — живое свидетельство того бесчеловечного мира, который породил «теорию двух разрядов людей».
Япрочитала произведение в. г.распутина «уроки французского», главным героем которого является обычный одиннадцатилетний мальчик. этот мальчик родился в деревне, в бедной семье. у его матери было трое детей, он – самый старший. казалось бы, ничего хорошего, но природа наделила мальчика прекрасным умом и трудолюбием. и его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила его в район на учебу. учился главный герой хорошо, ответственно относился к учебе. единственное, с чем у мальчика были проблемы, так это с французским. он неплохо знал французские слова и переводил французские тексты, но с произношением как-то не ладилось. в районе у мальчика была еще одна проблема – голод. главный герой все время не доедал. ведь жил он не один, а вместе со знакомой его матери и ее тремя детьми, которым, как и ему, хотелось есть. они воровали у него еду. денег у мальчика не было, лишь иногда мать присылала ему вместе с едой по пятерке на молоко. молоко главному герою было необходимо пить от малокровия. но однажды, получив деньги, мальчик пошел играть в азартную игру «чику». сначала мальчик ничего не выигрывал, но со временем он приноровился к игре и стал выигрывать некоторые деньги. владик – главный из играющих – сначала не обращал на это внимания, но потом частые выигрыши героя рассказа задели его самолюбие. ведь вадик обычно выигрывал. на самом деле никакого азарта у главного героя не было. он всего лишь выигрывал рубль на молоко, а потом уходил. и однажды вадик вместе с дружком его избил. на следующий день его классная руководительница лидия михайловна увидела искровавленную мальчика и все поняла. после уроков она спокойно с ним побеседовала, взяв с него обещание больше в «чику» не играть.
Однажды двое рабочих пошли на свои покосы траву смотреть. был праздник, погода была хорошая, жаркая. эти люди работали на заводе, добывали малахит и другие камни. работа была тяжелая и вредная. один парень был совсем молодой, неженатый. но работа уже сказалась на его здоровье, «уж в глазах зеленью отливать стало». другой был старше. он был больным, измученным, сильно кашлял. в лесу было хорошо, пели птицы. мужчины немного устали и легли на травку отдохнуть. как-то незаметно они уснули. молодой парень вдруг проснулся и увидел, что на камнях сидит девушка. он обратил внимание, что коса ее как будто прилипла к спине. на косе были удивительные ленты, не то красные, не то зеленые. они блестели, позванивали и переливались. девушка была невысокая, ладная, быстрая. парень понял, что это сама хозяйка медной горы. ведь на ней была одежда из шелкового малахита. это такой камень, который выглядит, как шелк. парень испугался и стал думать о том, как бы унести ноги, пока хозяйка его не заметила. он давно слышал, что она любит шутить над людьми. не успел парень подумать об этом, как хозяйка оглянулась. она сказала, что хочет с ним поговорить. назвала парня по имени — степан петрович. парень испугался, но виду не подал. он сказал, что ему некогда разговаривать, он торопится смотреть траву. девушка посмеялась над ним. потом сказала, что у нее есть к нему дело. парню ничего не осталось, как подойти к ней. когда он стал подходить к ней, увидел, что здесь полным- полно ящериц. все они были разноцветные. девушка засмеялась и попросила степана петровича не раздавить случайно ящерицу. при этом она похлопала в ладоши, и вокруг парня не осталось свободного места. были только ящерки. смеялась-смеялась девушка над степаном, а потом сказала, чтобы тот не пугался; пообещала, что не сделает она ему ничего плохого. парню было обидно, что над ним смеются. и он сказал, что ничего и никого не боится. это понравилось хозяйке. и сказала она: «мне как раз такого и надо, который никого не боится. завтра, как в гору спускаться, будет тут ваш заводской приказчик, ты ему и скажи да, смотри, не забудь слов-то: «хозяйка, мол, медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с красногорского рудника убирался. ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в гумешках туда спущу, что никак ее не добыть». хозяйка велела степану не говорить ничего своему товарищу, потому что это пожилой, усталый и больной человек. после этого сама хозяйка превратилась в ящерицу. на прощанье сказала, что если степан сделает, как она велела, то пойдет за него замуж. и убежала. степан все думал, что же ему делать. ведь говорить приказчику такие слова было опасно. но и не сказать было нельзя. ведь хозяйка медной горы могла на него обидеться. и решил он сделать, как она ему сказала. на следующий день, когда подошел приказчик, степан ему сказал все те слова, что передала ему хозяйка медной горы. приказчик разгневался, приказал выпороть степана, спустить его в гору и приковать в забое. при этом было приказано, чтобы степан добыл много драгоценной руды. в противном случае его должны были жестоко избивать. все, что сказал приказчик, было выполнено но хозяйка медной горы позаботилась о степане, малахит у него был в избытке, а вода из шахты ушла. вскоре хозяйка повела степана смотреть своё приданое. степан нашёл малахитовую глыбу, но его обманули и не освободили. о глыбе написали барину из петербурга, он приехал и велел степану найти такие малахитовые камни, чтобы из них вырубить столбы в пять сажен длиной. степан отказался искать камни, пока не напишут вольную на его имя и на имя его невесты насти. степан нашёл столбы, его и невесту освободили от крепостного права, а малахитовые столбы поставили в храме в петербурге однажды степан был найден около рудника мёртвым. на его лице застыла улыбка.
Теория Раскольникова — явление далеко не случайное. На протяжении всего XIX века в русской литературе не прекращались споры о роли сильной личности в истории, ее моральном облике. Особенно остро эта проблема встала перед обществом после поражения Наполеона. Проблема сильной личности неотделима от наполеоновской идеи. «Наполеону, — утверждает Раскольников, — и в голову не пришло бы мучиться вопросом — можно ли убить старушонку, — он зарезал бы без всякой задумчивости». Главный герой полагает, что все люди от рождения по закону природы делятся на два разряда: «на низший (обыкновенных), так сказать, на материал, и на собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово». Сильный имеет право преступить закон и совершать преступления во имя «лучшего».
Второй разряд людей — это одиночки, не подчиняющиеся общему закону: «Если ему нужно для своей идеи перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь». Для достижения карьеры, власти не существует преград. Раскольников признаётся Соне: «Я додумался до того, Соня, что власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её». Ключевое слово этой теории — власть, господство. Тираны не останавливались не перед чем ради достижения своей цели. Она оправдывает любые средства. Но при этом они прикрывали свои страшные преступления желанием улучшить жизнь человечества. Недаром ещё в черновиках автор указывал, что «в образе Раскольникова выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу».
В итоге Раскольников утверждает: «Свобода и власть, а главное — власть! Над всею дрожащей тварью и над всем муравейником». Его теория захватила не только ум, но и сердце героя. Причина тому — отвлечённость этой теории от жизни. Именно в этом корень зла. Теория малой крови ради счастья других не оправдывает себя с самого начала: вместо одного преступления Раскольников совершает три. Он убивает не только Алёну Ивановну, но и её беременную сестру.
Жизнь сталкивает его с Мармеладовым, представителем «низшего разряда людей», но сознающего себя личностью и требующим к себе человеческого отношения. Раскольников не может не сочувствовать ему, хотя в соответствии со своей теорией должен презирать подобных людей. Со своей тяжелой судьбой Мармеладов — живое свидетельство того бесчеловечного мира, который породил «теорию двух разрядов людей».
Объяснение: