В стихотворениях, созданных до Октября 1917 года, оратор обращается к толпе невнимательных слушателей либо как к ничтожному сброду, либо как к тем, за кого он готов отдать жизнь. После революции его отношение к аудитории радикально меняется. Теперь он обращается не к враждебной толпе, а к дружественному и сплоченному коллективу строителей социализма и доходчиво объясняет новейшие партийные директивы.
Слова Юшки о любви говорят об очень высоком понимании этого слова. Дети обижают Юшку, значит, не любя г. Это логика обывателя. Юшка же считал, что если он привлекает внимание людей, это и есть любовь, просто никто не умеет её высказывать, потому что люди не знают, «что делать для любви». Автор сочувствует Юшке. Мир вокруг него жесткий, даже жестокий. Этот человек был внешне слаб, немощен, но имел несгибаемую внутреннюю силу и высокую цель жизни. Люди вокруг жестоки, они часто, наподобие животных, обижают слабого. Когда же Юшка умер, им, как говорит автор, стало хуже. Они всю свою злобу направили друг на друга. Так автор выражает свое отношение к людям. Но он не то чтобы обвиняет людей, он считает, что это проявление их духовной неразвитости. Во всех эпизодах люди и Юшка противопоставлены друг другу: люди агрессивны, а Юшка бесконечно терпеливо делает свое дело, он так поступает, потому что твердо знает, чего хочет. Но читатель узнает об этом только в самом конце рассказа.
АВТОБУС НОМЕР ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ Автобус номер двадцать шесть. Баран успел в автобус влезть, Верблюд вошел, и волк, и вол. Гиппопотам, пыхтя, вошел. Дельфин не мог вползти в вагон. Енот не может выйти вон. Жираф - как дернет за звонок: Змею он принял за шнурок. Индюк спросил: - Который час? - Козел сказал: - Не слышу вас. - Лиса сказала: - Скоро семь. - Медведь сказал: - Я всех вас съем! Навозный жук жужжит: - Боюсь! - Орел сказал: - А ты не трусь! - Петух пропел: - Какой герой! - Рысь проворчала: - Рот закрой! Свинья заспорила с ежом. Тюлень поссорился с моржом. Удав кольцом сдавил свинью. Фазан забился под скамью. Хорек за хвост цыпленка - хвать! Цыпленок бросился бежать. Червяк подумал, что за ним. Шмель прожужжал ему: - Бежим! Щегол уселся на окно. Выпь говорит, что ей темно. Эму сказал: - Закрыл он свет! Юрок и дрозд сказали: - Нет! Як промычал, пройдя вперед: - Автобус дальше не пойдет! Прочтите сказку эту, дети. Расскажет весело она, Какие звери есть на свете И как писать их имена. Когда в автобусе мы едем Или в вагоне под землей, Не будь ежом, не будь медведем, Не будь удавом и свиньей!
В стихотворениях, созданных до Октября 1917 года, оратор обращается к толпе невнимательных слушателей либо как к ничтожному сброду, либо как к тем, за кого он готов отдать жизнь. После революции его отношение к аудитории радикально меняется. Теперь он обращается не к враждебной толпе, а к дружественному и сплоченному коллективу строителей социализма и доходчиво объясняет новейшие партийные директивы.