В комедии Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" одна из сюжетных линий - конфликт мировоззрений. "Веку нынешнему" в лице Чацкого в комедии противостоит "век минувший" - Фамусовское общество.
Чацкий - главный герой комедии А.С. Грибоедова - представитель передовой молодежи начала 19-го века, то есть "века нынешнего". Он умен и образован, недавно вернулся из путешествия. Его взгляды прогрессивны. Можно сказать, что устами этого героя говорит сам Грибоедов, который был образованным человеком прорессивных взглядов.
Фамусовской общество же косно и консервативно, оно не любит новых идей. Для них нормально лгать и притворяться в угоду вышестоящим - достаточно вспомнить, с каким восторгом Фамусов описывает, как его дядя Максим Петрович удачно построил карьеру, рассмешив императрицу. Для фамусовского общества чины, звания, награды и и деньги - высшая ценность.
Чацкий значительно отличается от Фамусова и других представителей "фамусовского общества" - и по характеру, и по складу ума, и по взглядам. Чацкому безразличны богатство, награды и служебная карьера. Чацкий - патриот, он презирает преклонение перед всем иностранным, распространенное в тех кругах. Чацкому чужды идеи крепостничества, его возмущает то, что людей продают и покупают как скот.
Взгляды Чацкого слишком новые и передовые для этого общества. Поэтому объявить его сумасшедшим проще, чем прислушаться к его речам. Даже Софья, в которую был влюблен Чацкий, "девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку".
В центрі розповіді – звичайний рядовий боєць Іван Терешка. Він родом з Білорусії, це фізично міцний 25-річний хлопець; знайома з дитинства селянська праця загартувала його, зробила сильним і витривалим. В полку він нічим не виділявся серед інших піхотинців, за колишні бої отримав три подяки від командування та дві медалі «За відвагу» і думав, що на більше не здатний. Волею випадку Іван опинився в полоні у німців. Епізод полонення постійно переслідує його в нічних кошмарах (адже тоді, за законом військового часу, здатися в полон автоматично означало стати на бік ворога, тобто зрадити Батьківщині. Не можна допустити, щоб тебе взяли живим в полон. Недарма письменник загострює увагу на цій проблемі. “Нельзя срывать злость на пленных, — з гіркотою думає Іван, — плен – не проступок их, а несчастье, они не сдались в плен – их взяли, а некоторых даже сдали, предали – было и такое”. Івана Терешко, який і в таборі не дозволив себе затоптати, роздавити в нім людину, а після того, як ковтнув повітря свободи і любові, що став ще сильніше, твердіше духом, — він готовий до смертельної сутички з фашистами.