Один из обитателей ночлежки, чье настоящее имя читателю неизвестно. В он был актером, играл на сцене под псевдонимом Сверчков-Заволжский. Сейчас он пьяница, опустившийся на самое дно жизни. Часто вспоминает свое пытается цитировать классиков, но ему мало что удается вспомнить. Лука утешает А., рассказывая тому про бесплатную лечебницу для алкоголиков. А. надеется, перестает пить и начинает копить деньги на дорогу. Но жизнь его заканчивается трагически. Он повесился, когда понял, что уже навряд ли может
Гибель героини заставила автора-повествователя задуматься о том, какое место в его жизни, в жизни деревни занимала Матрена. Под натиском жадности и черствости погиб человек, благодаря которому держалась вся деревня. Похороны героини показывают истинное лицо тех, кто окружал Матрену. В связи с этим автор пытается осмыслить значение слова «добро»:
«Что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».
Больше ни слова о добре и зле, но внимательному читателю становится ясно, что автор говорит о том добре, которое несла в себе по отношению к людям Матрена и которого так не хватало ее соседям, так и не понявшим её. Как цинично звучит на поминках обращение к соседям золовкина мужа:
«А заметили вы, православные, что отпевали сегодня медленно? Это потому, что отец Михаил меня заметил. Знает, что я службу знаю». Не об усопшей, а о своей «заслуге» говорит мужик. Разве по-христиански так вести себя в скорбный час? А уж шутки и смех, пересуды в адрес Матрены и вовсе не вяжутся с определением жителей деревни «православные». Здесь мы имеем дело с верой напоказ.
Но не судите и не судимы будете. Матрена себе этого не позволила бы: она никого не осуждала, она только любила всех. Слушая неодобрительные отзывы о Матрене даже со стороны ее родственников, автор-повествователь понимает, какой на самом деле была Матрена. И говоря о том, что без таких людей, как Матрена не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша, автор использует такой прием, как градация, который позволяет возвысить образ героини до вселенских масштабов. И ученика важно понять, что образ Матрены имеет весьма символичное значение, что это не просто деревенская женщина, а русская крестьянка, олицетворяющая собой многострадальную женскую долю, о которой писал в своих стихах Н.А. Некрасов. Это поруганная православная Русь, которая, несмотря на все выпавшие на ее долю испытания, стояла и стоять будет, пока есть праведники в земле русской.
Конец рассказа несет в себе некое просветление… Ведь раз стоит село, стоит город, стоит наша русская земля, то не перевелись праведники на Руси. Да, они уходят, но обязательно в этой жизни остается кто-то, кто помнит о них, кого коснулся свет их души. Страшной смертью погибает Матрена, не понятая своими родственниками и соседями. Но за очень короткое время стала она родным человеком автору-повествователю.
Головними героями оповідання Євгена Гуцала "Лось" є два братики-підберезовики, як називає йх автор, тому що вони справжні діти лісу. Вони люблять природу, відчувають іі красу, дбають про її безпеку. Побачивши у крижаному полоні лося, який потрапив у пастку через необережність, брати навіть не думають про свою власну безпеку. Старший брат, взявши сокиру в руки, прорубує прохід лосю, ризикуючи власним життям. Хлопчики щиро радіють, що тварина вибралася на берег і повільно почвалала до лісу. Лось навіть не боявся людей, бо жив у заповіднику. Проте жорстокий постріл дядька Шпичака не лише звалив могутнього звіра, а й поставив перед важким вибором братиків: промовчати чи заявити на рідного дядька.І дітям приходиться робити нелегкий вибір між добром і злом.
Жаль, що, часом, дорослі ставлять чистих душею дітей перед таким вибором.