Особое место в русской литературе занимают басни. Басни - это в основном короткие произведение, в которых с аллегорий баснописец раскрывает и высмеивает пороки общества, людей, человека. В основном в баснях используются образы животных, например, лисы, зайцы, волка, медведя. Но иногда героями становятся и неодушевленные предметы. Такое прием называют «эзопов язык», потому что именно Эзоп был первым баснописцем.
В русской же литературе самым знаменитым писателем басен является Иван Крылов. В своих смешных и обличительных произведениях он высмеивал людей и их плохие качества. Он чаще всего использовал образы животных. К примеру, лиса у него – это хитрое животное. Волк является символ силы и, в то же время, глупости. Ягненок – символ бессилия, символ слабости. Свинья в баснях И.Крылова представляется как животное-невежда.
С детства мы знаем и читаем много басен И.Крылова. Одна из самых известных, мне кажется, это басня, которая называется «Лебедь, Щука и Рак». В этой басне персонажи-животные отражают различных по характеру людей, которые стремятся к разным целям. Поэтому, когда этим разным людям понадобится сделать какое-нибудь дело, то им это не удастся, потому что все будут все по-разному делать. Так, в басне Лебедь стремится поднять воз ввысь, Щука хочет попасть в море, а Рак пятится назад. А мораль сей басни такова:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Иван Крылов практически всегда ясно выводит мораль своих басен, чтобы люди понимали, какой именно смысл он вкладывает в свои произведения.
В своих баснях И.Крылов также осуждает такие пороки, как лесть, невежество, глупость, бессилие, страх и так далее.
К примеру, в басне про Лисицу и Ворону баснописец описывает хитрую плутовку, которая с обмана получила сыр, принадлежавший вороне. А все произошло потому, что Ворона поддалась на лесть Лисицы, каркнула во все горло, чтобы продемонстрировать свой «ангельский голосок», а сыр сразу же и упал у Вороны из клюва. Таким образом Лисица получила свой сыр. А мораль такова:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Также, я считаю, что пороки, осмеиваемые баснописцами, присущи людям всех эпох и поколений. Ведь даже и сейчас лесть, невежество, страх порицается обществом, но все равно есть очень много людей, которые обладают подобными пороками. В русских баснях очень красиво продемонстрировано, как вредны подобные пороки общества.
В повести
«Станционныйсмотритель»
он «выводит» своего героя — «маленькогочеловека» Самсона Вырина, служащегостанционным смотрителем.
Сразуже Пушкин обращает внимание на то, чтово внешне бестолковом и бесхитростномисполнении этим человеком своихобязанностей кроется нелегкий, частонеблагодарный труд, полный хлопот изабот. Что только не ставят в винустанционному смотрителю? «Погоданесносная, дорога скверная, ямщикупрямый, лошади не везут — а виноватсмотритель…».
Малокто из проезжающих интересуется жизньюстанционных смотрителей, а ведь, какправило, у каждого из них — непростаясудьба, в которой с избытком хватаетслез, страданий и горя.ЖизньСамсона Вырина ничем не отличалась отжизни таких же, как и он, станционныхсмотрителей, которые, чтобы иметь самоенеобходимое для содержания своей семьи,готовы были молча выслушивать и так жемолча сносить бесконечные оскорбленияи упреки в свой адрес. Правда, семья уСамсона Вырина была небольшой: он даего красавица дочка Дуня.Жена Самсонаумерла, и он жил только ради Дуни. Вчетырнадцать лет дочка была настоящей отцу: в доме прибрать,приготовить обед, прислужить проезжему,— на все она была мастерица, все у неев руках спорилось.Впервой части рассказа Самсон Выринвыглядел «свежим и бодрым», несмотряна нелегкую работу и грубое, несправедливоеобращение с ним проезжающих.
Однако какможет изменить человека горе! Всегочерез несколько лет рассказчик,встретившись с Самсоном, видит передсобой старца, неухоженного, склонногок пьянству, прозябающего в своемзаброшенном жилище. Его Дуня, его надежда,та, что давала силы жить, уехала смалознакомым гусаром.Причем не сотцовского благословения, как этопринято у честных людей, а тайком. Самсонубыло страшно подумать, что его милоедитя, его Дуня, которую он, как мог,оберегал от всяких опасностей, такпоступила с ним и, главное, с собой —стала не женой, а любовницей.Настене в доме Самсона Вырина виселикартинки с изображением истории блудногосына. Дочь смотрителя повторила поступокгероя библейской легенды. И, скореевсего, как и отец блудного сына,изображенного на картинках, станционныйсмотритель ждал свою дочь, готовый кпрощению. Но Дуня не возвращалась.
Аотец не находил себе места от отчаяния,зная, чем зачастую заканчиваются подобныеистории: «Много их в Петербурге,молоденьких дур, сегодня в атласе дабархате, а завтра, поглядишь, метутулицу, вместе с голью кабацкою.
Какподумаешь порою, что и Дуня, может быть,тут же пропадает, так поневоле согрешишьда пожелаешь ей могилы…»
Я не знаю этот рассказ