«Слово о полку Игореве» принято считать памятником древнерусской литературы. Произведение неспроста получило такое высокое звание, ведь роль этой эпической поэмы заключается не только в описании исторических событий, но и в отражении русской культуры.
Повествование затрагивает события конца XII-го века, а именно поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. И это историческое достояние характеризуется одной отличительной особенностью: несмотря на то, что эпос, как правило, прославляет подвиги героев и их великие дела, в «Слове о полку Игореве» речь идет о военном походе с неудачным исходом.
И пусть не все битвы оканчиваются успехом и триумфом, военное дело для русского народа всегда играло немаловажную роль. В средневековье и древности русские неоднократно подвергались нападениям племен-захватчиков, и тогда им, разумеется, приходилось биться за свободу, за свою родину, за защиту своих жен и детей. Между прочим, важность образа жены, ожидающей своего воина-супруга дома, также отражена в поэме. Плач Ярославны воплощает в себе горе всех матерей и жен, тоскующих по воинам, ушедшим на поле брани.
Помимо исторических данных, поэма включает в себя также довольно значительную культурную составляющую. Самый очевидный культурный элемент – это знамения. На древней Руси существовали такие явления, которые считались знаками свыше (например, солнечное затмение). Было принято относиться к ним с должной внимательностью и следовать им, но главный герой поэмы пренебрег знамением и впоследствии потерпел неудачу.
Таким образом, «Слово о Полку Игореве» — это не только описание исторического события, но и достойный материал для исследования культурных особенностей древнерусского народа, что по праву позволяет называть поэму памятником литературы.
Стихотворение Победа является частью одноименного цикла, который был начат поэтессой в период Второй мировой и завершен к 1945 году, то есть именно под завершение военных действий. Ахматова довольно близко переживала все беды собственного народа и всегда хранила верность родине. Верность, возможно даже, иррациональную и немного безумную.
Как известно, Ахматова много страдала от советской власти и не принимала новый порядок, который установился в стране после революции 1917 года. Тем не менее, она при наличии возможностей уехать из страны, оставалась в России. Начало новой войны стало для поэтессы очередным потрясением, которое она выражала доступным через свои творения.
Победа рассматривает военную тематику, исходя из позиции нелепости войны как таковой, делает акцент на глупом страдании. Тем не менее, и смысловой акцент, и средства выразительности тут также делают уклон в сторону безразличия войны по отношению к людям. Для этого Ахматова использует много согласных и тяжелых звуков, которые как бы нагнетают обстановку: грозный грохот, ветки и ждут и зовут.
Помимо этого подчеркивается обезличенность человеческой гибели, которая выглядит для войны полностью безразличным фактом. «Пречистое тело» томится в снежной пыли, моря «набитые смертью» - все эти подробности говорят о том, как война по сметает людей с лица земли. Война ничего не рождает кроме трупов и страданий.
Тем не менее, есть противоположность войне и эта противоположность рождает нечто совершенно иное и обратное - мир рождает новых людей. Именно этот факт и собирается поэтесса представить перед приходящей Победой: «Пусть женщины выше поднимут детей».
Безусловно, в этом есть определенный глубокий посыл, который представляет собой невероятную надежду, которая только и может быть смыслом для дальнейшего существования, существования в мире, где вообще есть война. Тем не менее, если рассмотреть схему стихотворения более, скажем так, цинично, то появляется вполне понятный смысл, который выражается в известной народной присказке: «бабы новых нарожают». Как правило, именно так цинично многие люди относятся к войне, по большей части такие, которые войну затевают, но не стремятся в этом участвовать.
Объяснение: