Откроем
второй том академического “Словаря
русского языка”: “Красота — свойство по
значению прилагательного красивый”, “Красивый
— приятный на вид, отличающийся
правильностью очертаний, гармонией красок,
тонов, линий, отличающийся полнотой и
глубиной внутреннего содержания,
рассчитанный на эффект, на внешнее
впечатление”.
Любое из
этих определений может найти свое
подтверждение на страницах романа Л.Н.
Толстого “Война и мир”, ибо здесь
присутствуют и красота души, и броская
внешняя красота тела, и прекрасная русская
природа, и красота человеческих отношений,
и величие ратного труда.
Попробую
доказать, что красота проявляется в образе
самой любимой героини Л.Н. Толстого —
Наташи Ростовой. Внешне она — далеко не
красавица, в романе есть женщины, буквально
блещущие красотой Элен Курагина, например,
но ее физическая красота ничего, кроме
физического удовлетворения, дать не может.
Во
внешности Наташи нет ничего броского: “Черноглазая,
с большим ртом, некрасивая, но живая девочка,
с своими детскими открытыми плечиками,
выскочившими из корсажа от быстрого бега, с
своими сбившимися назад черными кудрями,
тоненькими оголенными руками и маленькими
ножками”, — такова тринадцатилетняя
девочка Наташа в момент нашей первой
встречи с ней на страницах романа. Через два
года мы увидим Наташу в Отрадном: “Впереди
других, ближе, подбегала к коляске
черноволосая, очень тоненькая, странно-тоненькая
черноглазая девушка в желтом ситцевом
платье, повязанная белым
носовым
платком, из-под которого выбивались пряди
расчесавшихся волос”.
Не совсем
броская внешне, Наташа одарена красотой и
богатством голоса, отражающим богатство ее
внутреннего мира: “Не обработан, но
прекрасный голос, надо обработать”, —
говорили все. Но говорили это уже после того,
как замолкал ее голос. “В то же время, когда
звучал этот необработанный голос... даже
знатоки судьи ничего не говорили и только
наслаждались этим необработанным голосом и
только желали еще раз услыхать его”. “Что ж
это такое? — подумал Николай, услыхав ее
голос и широко раскрывая глаза. — Что с ней
сделалось? Как она поет нынче?.. И вдруг мир
для него сосредоточился в ожидании
следующей ноты, следующей фразы”.
Одаренность
Наташи проявляется и в глубоком ощущении
красоты природы, которое заставляло ее
забывать обо всем. Наташа — воплощение
лучезарной жизни — представляет полный
контраст с мертвящей скукой светской
гостиной. Появляясь же и в солнечный день в
лесу, и на фоне залитого лунным светом парка,
и среди осенних полей,
она всем своим существом гармонирует с
неиссякаемой жизнью природы: “Князь Андрей
встал и подошел к окну, чтобы отворить его.
Как только он открыл ставни, лунный свет,
как будто он настороже у окна давно ждал
этого, ворвался в комнату... Ночь была свежая
и неподвижно-светлая. Перед самым окном был
ряд подстриженных дерев, черных с одной и
серебристо-освещенных с другой стороны. Под
деревьями была какая-то сочная, мокрая,
кудрявая растительность с серебристыми кое-где
листьями и стеблями... почти полная
луна на
светлом, почти беззвездном весеннем небе”.
Наверху “два женских голоса запели какую-то
музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.
— Ах, какая
прелесть! Ну, теперь спать, и конец.
— Ты спи, а
я не могу, — отвечал первый голос,
приблизившийся к окну.
— Соня!
Соня! — послышался опять первый голос. — Ну,
как можно спать! Да ты посмотри, что за
прелесть! Ах, какая прелесть! Да же,
Соня, — сказала она почти со слезами в
голосе. — Ведь этакой прелестной ночи
никогда, никогда не бывало”.
Красота
души Наташи сказывается и в ее чуткости, в
ее необычайно тонкой и глубокой интуиции.
Благодаря этому своему свойству Наташа
догадывалась о том, что не было досказано
словами; несмотря на отсутствие жизненного
опыта, она правильно понимала людей. В этом
отношении очень показательны ее ранние
симпатии к Пьеру, внешне несколько смешному,
толстому; сравнение Бориса Друбецкого с
узкими длинными часами; ее антипатия к
Долохову, который так понравился всем
Ростовым. О глубине интуиции Наташи
свидетельствуют и ее слова о том, что
Николай никогда не женится на Соне.
После
смерти князя Андрея Наташа, тяжело
пережившая его гибель, “испытала особенное
чувство отчуждения от лиц своей семьи”. Но
вот получено известие о смерти Пети.
Отчаяние доводит мать почти до безумия.
Наташа видит рыдающего отца и “что-то
страшно больно ударило ее в сердце... Она
подбежала к отцу,
но он, бессильно махая рукой, указывал на
дверь матери... Она быстрыми шагами вошла в
дверь... и подбежала к матери...” Только
человек с большим и красивым сердцем забыть о собственном горе ради самого родного и близкого
существа: “Она не спала и не отходила от
матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая,
не как объяснение, не как утешение, а как
призыв к жизни, всякую секунду как будто со
всех сторон обнимала графиню”.
Пришла весна, как близкая родня,.
Я сердце для нее призвал открыться.
И пусть поэзия живет день ото дня.
Мир без поэзии – словно без крыльев птица.
Пришла весна, в родной явилась край.
Встаю я рано – не до сна мне ныне.
Поток желаний во мне рождает май,
И главное из них – идти к вершине.
Как хорошо пуститься утром в путь!
Весна опять зовет меня в дорогу.
Цветок весенний мне украсит грудь,
Пасутся овцы, прочь откинь тревогу!
Пришла весна, мой друг не умирай!
Послушай, как поют чудесно птицы!
Ты оглянись вокруг, ведь это рай!
Здесь пенье райское, оно тебе не снится.
Пришла весна, вновь обновляет свет
Тепло и зелень, радость снова с нами.
Будто детей рожденных много лет,
Цветы мы называем именами.
Вот муравей, и учит он труду
Детеныша упорно, понемногу.
Я первенца из дома в свет веду,
Чтоб указать счастливую дорогу.
Природа нас лелеет, словно мать,
Нас учит и дает нам наставления.
И надо нам о ней не забывать,
Хранить ее бесценные творения.