Тема народа и проблема национального характера стала одной из основных в русской литературе еще со времен Грибоедова с его комедией «Горе от ума» , что составляет основу русского национального характера, как соотносится дворянская культура и народная.
Подход Некрасова к теме народа сильно отличается от ее постановки в творчестве его предшественников. Поэт выражал в своем творчестве идеалы демократического движения России середины ХIХ века, и поэтому его концепция народа отличается стройностью и точностью: она вся подчинена его социальным и политическим позициям.
Одной из ярких особенностей творчества Некрасова является то, что народ предстает в нем не как некое обобщение, а как множество живых людей со своими судьбами, характерами и заботами.
Однажды во время охоты погналась собака за лисой. Быстро бежала лиса, а собака - ещё быстрее. Вот уж совсем близко, сейчас схватит лису за пушистый хвост. Вильнула лиса хвостом и припустила из последних сил.
Добежала лиса до своей норы, а собака села рядом, ждёт, когда лиса выйдет. Лежит лиса в норе и спрашивает:
- Уши мои, что вы сделали, чтобы меня?
- Мы прислушивались к каждому шороху и первыми услышали собачий лай.
- Правду говорите. Глаза мои, что вы сделали, чтобы меня?
- Зорко глядели и первыми увидели собаку, которая бежала к тебе.
- Правду говорите. Ноги мои, что вы сделали, чтобы меня?
- Мы унесли тебя от собаки.
- Тоже правда. А что сделал ты, мой пушистый хвост, чтобы спасти меня?
- Я метался то в одну, то в другую сторону, чтобы отвлечь собаку.
- Лжёшь, проклятый хвост! Ты цеплялся за каждый колючий куст, чтобы собака могла схватить меня. Ты мне больше не нужен!
И лиса высунула хвост из норы. Ухватилась собака за хвост и вытащила лису.