воздействие на политических событий, идей и конфликтов из жизни общества активно проявляется в переломную эпоху. появляются произведения, которые представляют собой синтез нравственных, политических, религиозно-мистических идей. в своём гармоничном единстве они способны не только освежить сознание читателя, но и преподнести актуальные проблемы современности, обходя поле зрение политических верхов. в 20–30-е года xx века политика стала центром внимания художественно- сознания, и булгаков писал роман «мастер и маргарита» с учётом определённых фактов действительности того времени. в основу романа заложена идеолого-политическая парадигма, а главным конфликтом стало противоборство разных социальных систем и форм власти и раскрытие противостояния убеждений (перерастающих в веру) маленького человека и системы через призму событий, в которых участвуют персонажи. основной конфликт романа формируется во второй главе. власть понтия пилата преподносится в разных смысловых контекстах. он не только олицетворение власти рима и над людьми, но и сам является орудием в руках тиверия. тем не менее, прокуратор иудеи не в силах противостоять власти иешуа га-ноцри. простой бродяга-философ говорит по-гречески и по-латыни, каким-то чудесным образом излечивает его от сильной головной боли, — такие возможности вызывают изумление и почтение, резко меняя намерения прокуратора. не зря булгаков даёт странное описание образов иешуа и тиверия, когда на плечах арестанта неожиданно появляется голова владыки. так автор делает намёк на власть иешуа, приравнивая её к власти императора. и пилата, как наместника его величества, преследует образ обиженного на него правителя.
другую форму власти олицетворяет в романе первосвященник каифа. именно он и видит в иешуа его власть, говоря о ней, как о страшной опасности смущать иудейский народ, подрывая их веру. «ты хотел его выпустить затем, чтобы он смутил народ, над верою надругался и подвел народ под римские мечи! » [с. 487] прокуратор же использует весь свой авторитет и шантажирует первосвященника, пытаясь спасти жизнь иешуа, но терпит полное поражение, — три раза прозвучит отказ о помиловании. в этой же главе развенчивается миф об идеи безграничной власти, которую тесно связывают с прокуратором. понтий пилат не в силах изменить ход событий по независящим от него обстоятельствами и по причине своего малодушия, но внешне всё происходит по его приказу. отметим ещё одну деталь — его привязанность. собака прокуратора — банга — единственная, к кому он по-настоящему привязан, бескорыстное существо, следующее за своим хозяином до самого конца. понтий пилат также привязан к мысли покинуть пост и уйти по лунной дороге вслед за иешуа, но не по собственной воле. в романе всюду присутствует невидимый, что тайно присутствует при всех событиях во всех трёх пластах романа. это прямая отсылка к воланду, к сценарию, который он воплощает и к его огромной и невидимой власти. от того, что власть теряет персонификацию, и её незримое, но всевидящее, всеслышащее и всепроникающее присутствие создаёт напряжение и увеличивает ужас персонажей. власть, распространившаяся по всей москве, неуловима, но чувствуется всеми: обитателями «нехорошей квартиры», никанором босоногим, римским, мастером, который видит кошмары во сне. этот ужас заставляет их прятаться в зданиях, домах, квартирах, хоть они и понимают их незащищённость. клиника стравинского, дом грибоедова, дом маргариты с , квартира мастера в полуподвальном помещении, «нехорошая квартира» № 50, где остановились воланд со свитой. так власть и персонажи обретают новые формы противоборства на фоне разворачивающихся событий. также стоит отметить, что политическим был и вопрос о боге во времена . существует он или нет — ответ на вопрос был взаимоисключающим. если «бог есть», то его нужно сослать «на соловки годика на три», но никто не смог бы это осуществить. соответственно, неизбежным был ответ «бога нет». этот ответ носил чисто политический характер, потому что для образованных людей вопрос был в другом — вопрос о характере, особенностях этого бытия. немаловажно, что основой развития сюжета в романе служат связи действующих лиц, полностью вытекающих из их положения в обществе. иудея и римская империя также являлись иерархичными. в потустороннем мире тоже строгая иерархия, которая причудливым образом отражает иерархию древнего ершалаима и современной москвы. в своём романе булгаков ставит на первое место извечные человеческие чувства над государственной иерархией, над любой властью, утверждая, что они неподвластны этому мнимому, шаблонному миру. как политическое событие данной эпохи, роман отразил в себе все существенные проблемы того времени, в котором жил и творил великий гений, не утрачивая актуальности и по сей день.
(Писала ответ сама тк эта книга моя любимая и стоит у меня на полке:) )
1. Действие 2 главы происходит: "...ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого."
2.Главные герои:
Понтий Пилат-прокуратор Иудеи, "...В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой...".
Иешуа Га-Ноцри - он одинок, ничего не знает о своих родителях, считает, что по природе своей все люди добры. "... человек лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной."
Каифа - иудейский первосвященник, президент Синедриона, осудивший на смерть Иешуа Га-Ноцри.
3. Настроение прокуратора меняется, когда он, случайно для себя, задает вопрос: «Что есть истина?». И получает ответ: «Истина в том, что у тебя болит голова… и ты малодушно помышляешь о смерти…». Ужас мелькнул на каменном лице игемона, мученические глаза смотрели на арестанта.«Развяжите ему руки», - велит прокуратор, тем самым вводя в шок свидетеля их разговора – секретаря.Прокуратор просит его не записывать более, а потом и вовсе приказывает удалиться. Постепенно судьба заключенного становится небезразлична Пилату. Он понимает, что человек, любящий всех людей, не может быть преступником. Простая формула сложилась в голове прокуратора: он рассмотрел дело бродячего философа, но «состава преступления в нем не нашел».
4.Допрос начинается обычно. Традиционные вопросы задает Пилат: «Имя?», «Прозвище есть?», «Откуда ты родом?» Ничто не трогает Понтия Пилата, каменное выражение застыло на лице его, казалось бы ничто не нарушить ледяного спокойствия.
5. Иешуа высказывает то, что было на самом деле, он пытается обьяснить, что ни в чем не виновен.
6. Проследим по тексту, как меняются глаза прокуратора: «Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым…» «Теперь уже оба больные глаза тяжело глядели на арестанта»… «Он смотрел мутными глазами на арестованного»… Именно то, что Иешуа догадался о его страданиях и освободил прокуратора от них, заставит Понтия Пилата отнестись к арестованному не так, как, вероятно, он относился к подобным людям раньше. Но стоящий перед ним человек заинтересовал его еще и речами.
7.Понтий Пилат после разговора с Иешуа, приказал позвать президента Синедриона - Каифу. Пилат сказал, что разобрал дело Иешуа Га-Ноцри и утвердил смертный приговор. Но при этом его задача заключилась в том, чтобы показать, что нужно отпустить Иешуа вместо Вар-раввана.
Остальные я думаю сами) там впринципи легко то что Каифа себя ведет надменно, он не прислушивается к Пилату и стоит на своем, что отпустить нужно не того, кого нужно. И так далее
Відповідь:
Нора
Пояснення: