Объяснение:
1) Солженицын рассказывает всего об одном дне в лагере, ставшим символом достаточно страшной эпохи нашей страны. Автор создал образ национального героя, который воплотил в себе и сумел сохранить лучшие качества русского народа. Этот образ отражен в главном герое - Иване Денисовиче Шухове. Другие персонажи уведены им, и мы можем разделить их на положительных и отрицательных. Положительные ( бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский, Алешка – баптист, бывший узник Бухенвальда Сенька Клевшин и другие.) . Отрицательные ( бывший большой начальник, а ныне опустившийся зек, готовый вылизывать чужие тарелки и подбирать окурки, Фетюков; десятник – доносчик Дэр; заместитель начальника лагеря по режиму хладнокровный садист лейтенант Волковой) .
Отрицательные герои никаких собственных идей в произведении не высказывают. Их фигуры просто символизируют те или иные осужденные автором и главным героем негативные стороны действительности.
Практически все персонажи рассказа «Один день Ивана Денисовича автору высказать свои основные идеи насчет причин и следствий репрессий.
Большая часть персонажей рассказа – подлинные, из жизни взятые натуры.
2)День - та «узловая» точка, через которую в рассказе Солженицына проходит вся человеческая жизнь. Вот почему хронологические и хронометрические обозначения в тексте имеют еще и символическое значение. «Особенно важно, что сближаются друг с другом, порой почти становясь синонимами, понятия «день» и «жизнь» . Такое семантическое сближение осуществляется через универсальное в рассказе понятие «срок» . Срок - это и отмеренное заключенному наказание, и внутренний распорядок тюремной жизни, и - самое важное - синоним человеческой судьбы и напоминание о самом главном, последнем сроке человеческой жизни» . Тем самым временные обозначения приобретают в рассказе глубинную морально - психологическую окраску. Важность категории времени в рассказе подчеркивается тем, что его первая и последняя фразы посвящены именно времени («В пять часов утра, как всегда, пробило подъем - молотком об рельс у штабного барака» . - «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было 3653. Из-за високосных годов - три дня лишних набавлялось»... )
3)Место действия также необычайно значило в рассказе. Пространство лагеря враждебно узникам, особенно опасны открытые участки зоны: каждый заключенный торопится как можно быстрее перебежать участки между помещениями, оно опасается быть застигнутым в таком месте, спешит юркнуть в укрытие барака. В противоположность героям русской классической литературы, традиционно любящим ширь, даль, Шухов и его солагерники мечтают о тесноте укрытия. Барак оказывается для них домом.
«Пространство в рассказе выстраивается концентрическими кругами: сначала описан барак, затем очерчена зона, потом - переход по степи, стройка, после чего пространство снова сжимается до размеров барака» .
Замкнутость круга в художественной топографии рассказа получает символическое значение. Обзор узника ограничен обнесенной проволокой окружностью. Заключенные отгорожены даже от неба. Сверху их беспрестанно слепят прожектора, нависая так низко, что будто лишают людей воздуха. Для них нет горизонта, нет неба, нет нормального круга жизни. Но есть еще внутреннее зрение заключенного - пространство его памяти; а в нем преодолеваются замкнутые окружности и возникают образы деревни, России, мира.
Гостеприимство имеет большое воспитательное значение, оно развивает чувство дружбы и товарищества. Гостеприимство оценивается как одно из главных условий связи между людьми, как источник симпатии, взаимного уважения, понимания и поддержки.
Русское гостеприимство
«Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех славянских… Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…».
Н.М. Карамзин
Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте, а память о славных народных застольях, царских, дворянских и купеческих гастрономических пиршествах жива и поныне.
Великий князь Владимир Мономах в своих знаменитых «Поучениях» говорил, что русские всегда с уважением относятся к чужаку-иноземцу, так как он много путешествовал и много видел. А если он будет хорошо принят в гостях, то хорошая репутация о хозяине дома, а по нему и всей страны, распространится далеко за ее пределы.
И действительно, гостя встречали с земным поклоном, старались окружить лаской и заботой, относились к нему с особым почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме. Когда гостя провожали, то желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». В те времена эти слова означали, что хозяин дома желает гостю, чтобы его дорога была такая же гладкая, как скатерть.
В старые времена трапеза начиналась с того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома. Так как соль тогда была довольно дорогим продуктом, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки на столе стояли ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства.
Гостеприимство по-грузински
«Гость – посланник Бога», — гласит грузинская пословица. На протяжении веков грузинский народ слагал свои традиции гостеприимства. Из поколения в поколение передавались любовь и безграничное уважение к гостю, преданность обязанностям хозяина, традиционному застолью. В итоге в грузинской культуре сформировалась высокая культура гостеприимства. Для гостя принято не жалеть самого лучшего. Согласно грузинской народной поэзии, гостеприимство ценится больше, чем храбрость, смелость и умелое владение оружием. Грузинский фольклор идеализирует радушного, щедрого хозяина, порицает скупого. В то же время огромное значение придается и нравственности гостя.
Казахский дастархан
Казах может зарезать последнего барана, остаться без средств к существованию, но традиции гостеприимства соблюсти. С таким трепетным благоговением относились всегда в Казахстане к гостю.
Закон гостеприимства: нельзя ничего жалеть, все для гостя. И только после того как гость отдохнет и поест, ему можно задавать вопросы – кто он и откуда.
Любой гость для казаха – это событие. Не зря народная пословица гласит: «Даже 9-летнего ребенка, прибывшего издалека, спешит приветствовать 90-летний старец». Издревле сохранился до наших дней обычай, когда односельчане, родственники, соседи поочередно приглашают к себе в дом отведать угощение прибывшего издалека гостя, невзирая на то, что он прибыл к кому-то одному.
Гость находится под защитой хозяина. Даже самый лютый враг, являясь гостем, имеет право на защиту.