Природа – наш дом и верный друг. К сожалению, очень часто люди не берегут всё богатство нашей планеты и не задумываются о своих поступках. Есть много примеров, когда человек наносил серьёзный вред окружающей среде. Люди живут в огромных городах и даже не задумываются о том, что они тоже являются неотъемлемой частью природы. Мы окружили себя высокими бетонными зданиями и заводами, которые загрязняют воздух и реки. А ведь вода нужна всем живым организмам, и если люди не опомнятся, то вскоре весь мир лишится чистой воды.
Человек наносит вред не только окружающей среде, но и птицам, и животным. Чтобы убедиться в этом, достаточно взять в руки «Красную книгу», в которой перечислено большое количество вымирающих видов зверей. Но ещё более печальные примеры человеческой жестокости по отношению к природе можно найти в «Чёрной книге», где можно найти сотни животных, которые вымерли. И ведь вся трагедия заключается в том, что чаще всего они умирали от рук людей. Достаточно вспомнить Каролинских попугаев и Райских птиц, которых беспощадно истребляли ради наживы.
И ведь сейчас истребление несчастных животных продолжается. Каждый год браконьеры беспощадно уничтожают диких зверей ради развлечения, но так поступать нельзя. Ведь вымерших животных невозможно вернуть. Природа отнюдь не мастерская человека, а часть его жизни. Людям стоит одуматься и понять, что потребительское отношения убьёт не только нашу планету, но и всё человечество в целом. Мы должны беречь мир природы и делать всё, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений. Сейчас можно видеть, как климат меняется в худшую сторону, и это происходит потому, что Земля перенасыщена мусором. Но если каждый из нас постарается не наносить вред планете и жить в гармонии с природой, то всё изменится, и мы сможем сохранить этот прекрасный мир.
Согласно романтическим канонам, образ главного героя разработан максимально глубоко и полно и противопоставлен всем персонажам. То есть вся система образов романа построена так, чтобы под различными углами зрения осветить центральный персонаж. Но это вовсе не означает, что второстепенные герои не имеют самостоятельного значения. Каждый герой наделен сложным характером, обусловленным и его психологией, и национальностью, и социальной принадлежностью, и возрастом, и судьбой. Это уже вполне реалистические образы, и их столкновение с Печориным необходимо для характеристики главного героя.
Первая глава – «Бэла» - строится в строгом соответствии с канонами романтизма. Это значит, что главный герой противостоит окружающему миру; он загадочен, непонятен остальным персонажам; он ищет неземной любви и не приемлет привычку взамен всесожигающей страсти; его мятущаяся душа, родственная стихиям, внутренне статична: единожды сложившись как романтический герой, он уже не меняется. Недостижимая для серой массы обывателей глубина и трагичность мироощущения героя дает ему право переступать обычные человеческие установления – и для романтика это оправданно; нельзя требовать от романтика подчинения общей усредненной норме.
Но с главы «Максим Максимыч» в романе активизируется взаимодействие романтического и реалистического планов. Печорин мыслит и действует как романтический герой, но взгляд автора на него реалистичен. Лермонтов последовательно выявляет в образе Печорина признаки духовного надлома, подчеркивает алогизм его моральных оценок.
В «Бэле» Печорин ради обретения нового духовного опыта, не задумываясь, жертвуя и князем, и Азаматом, и Казбичем, и самой Бэлой: «Да когда она мне нравится! »
В «Тамани» он позволит себе из любопытства вмешаться в жизнь «честных контрабандистов» - и заставит их бежать, бросив дом, а заодно о слепого мальчика со старухой.
В «Княжне Мери» вмешается в завязавшийся роман Грушницкого и Мери, вихрем ворвется в наладившуюся жизнь Веры. Ему тяжко, ему пусто, ему скучно. Он пишет о своей тоске и о притягательности «обладания душой» другого человека, но ни разу не задумывается, откуда взялось его право на это обладание! И то, что не вызывало сомнений в романтической «Бэле» , то, что насторожило в «Тамани» , с предельной ясностью предстает в «Княжне Мери» .
С каждым героем романа у Печорина устанавливаются свои, особые отношения. Отношения с ним не похожи на взаимоотношения героев между собой, потому что Печорин стремится любыми средствами прорваться за внешнюю маску героев, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них . В стремлении добраться до сути Печорин ведет себя не всегда гуманно. И это усиливает напряженность сферы его влияния, заставляет окружающих реагировать на него резко и остро.