"Мир так устроен:
была бы надежда
– пусть не хватает сил."
(Б.Окуджава)
Булат Окуджава-сын репрессированного и расстрелянного в 37-м году партработника,мама-узник лагерей ГУЛАГА. Окуджава в 17-ть лет ушёл добровольцем на фронт и тема войны-это центральная тема его творчества. Первые песни Окуджава сочиняет на фронте и они посвящены солдатским подвигам и победе.Уйдя на фронт совсем мальчишкой, Булат Окуджава запомнил момент призыва,браваду солдат,идущих на войну,скрывающих свой страх перед матерями и жёнами,да и перед друг другом.Так появляется стихотворение "Песенка о пехоте".Будучи ярким представителем интеллигенции,Окуджава делал акцент на глубокий смысл текста,красоту стихов,с налётом мудрой грусти.
Его произведения пронизаны патриотизмом,любовью к Родине,преклонением перед подвигам простых солдат,непоколебимо веривших в нашу победу. Гордость за народ,победивший фашизм,очень эмоционально передаётся поэтом при средств художественной выразительности,автор не скупится на метафоры и эпитеты,описывая героев,придавая более глубокий смысл обычным выражениям.
"Нам нужна одна победа"(Десятый наш десантный батальон) песня написана к фильму "Белорусский вокзал".Эпилог фильма,звучит песня,трагический и эмоциональный накал,победа за нами-всё это смог выразить в своём произведении поэт.Картина боя,со смертельным огнём,контуженная планета от Курска и Орла ,десятый батальон-это миллионы не вернувшихся с полей солдат и повтор,рефрен песни "Победа-одна на всех, мы за ценой не постоим", ставший поистине народным.Цена победы-это жизнь,жизнь солдат,которые готовы отдать её,ради одной цели-победить.
В 1955 году вернулась мать из лагерей,началось время разоблачения культа Сталина и реабилитации жертв репрессий.Родители Окуджавы были полностью оправданы и Булат с матерью смогли вернуться домой в Москву.В 1957 году была написана "Песенка о солдатских сапогах",после 2-х летного осмысления всей страной Сталинских репрессий и его культа,перевернулось сознание целого поколения,разочарование в идеалах,целях.Окуджава пишет песню, посвящая её войне,но не только ВОВ,а войне власти,когда целые семьи пропадали из жизни,попав в поле зрения НКВД.
"Нас время учило - живи по-холоднoму, дверь отворя,
Товарищ мужчина, и всё же заманчива доля твоя".
Булат Окуджава написал это ,как поучение молодёжи,будьте мужественны-живя по-холодному, встречайте всё с воинской доблестью,товарищ-мужчина,будьте готовы к самопожертвованию-дверь отворя,верьте в себя,победу,не бойтесь совершать подвиги -заманчивая доля у всех своя.Очень душевно,лирически и по-братски написано произведение. Просторечиво и доходчиво,не повышая голоса,автор говорит о высоком,без лишних слов,делая, вроде случайные слова,самыми важными.
"Человек стремится в простоту
через высоту.
Главные его учителя -
Небо и Земля."
Булат Окуджава
В общем строе сражающегося народа нашла свое место и многонациональная советская литература: ее прозаики, поэты, драматурги, критики. В самые трудные для народа дни войны громко звучали голоса советских поэтов.
Листая страницы книг, написанных в дни военных потрясений, мы словно листаем страницы памяти своего сердца. Из глубины времени перед нами воскресают события, наполненные чудовищным грохотом невиданно жестокой, разрушительной и истребительной войны, насквозь пропитанные человеческой кровью и слезами. И пусть многие поэты пали смертью храбрых на пути к солнечному Дню Победы, они и сегодня остаются с нами, потому что слово, рожденное в огне, написанное кровью сердца, бессмертно.
Неудивительно, что большинство бытовавших в окопах песен, рожденных войной, таких как “Синий платочек”, “Темная ночь”, “Бьется в тесной печурке огонь... ”, “В лесу прифронтовом”, “Огонек”, были сугубо лирическими. Эти песни отогревали солдатское сердце, продрогшее на холодном ветру суровой военной жизни.
Война вошла в жизнь каждого человека, и в каждую жизнь она внесла тревоги и волнения, заботы и горести.
Время требовало от литературы строгости и точности в передаче дум и чаяний народа, в раскрытии характера человека. Стихи, созданные в те годы о войне, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало.
Хотя во времена стародавние и бытовала истина о том, что, когда разговаривают пушки, музы молчат, живой опыт человечества начисто опроверг ее.
В войне против немецко-фашистских претендентов на господство над миром советская поэзия стояла в авангарде всех литературных жанров, заплатив за свое право разговаривать от имени воюющего народа жизнью многих поэтов.
Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы — нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.
Одними из известных поэтов того времени смело можно считать О. Берггольц, К. Симонова, Мусу Джалиля.
Ольга Федоровна Берггольц (1910—1975) родилась в Петербурге в семье врача. В 1930 году окончила филологический факультет Ленинградского университета, после чего работала журналистом. Первые свои произведения она писала для детей и юношества. Поэтическая известность О. Берггольц пришла к ней с выходом сборников “Стихотворения” (1934) и “Книга песен” (1936). В годы войны, находясь в осажденном Ленинграде, О. Берггольц создает свои лучшие поэмы, посвященные защитникам города: “Февральский дневник” и “Ленинградская поэма” (1942). Выступления Берггольц по радио, обращенные к борющимся ленинградцам, вошли позже в книгу “Говорит Ленинград” (1946).