Средства художественной выразительности. В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.
Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова: …ета коса, коса, …из далече-далече, дивным дивно (повторения тавтологические), но и нагнетение синонимов:биться-ратиться, дани-пошлины, (повторения синомимические), зачастую окончание одной строки является началом другой: А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град…, нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест», при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения: таким образом (при том предельно детализировано) изображается седлание коня: Ай выходит Добрыня на широкий двор, / Он уздае-седлае коня доброго, / Налагает ведь он уздицу тесмяную, / Налагает ведь он потнички на потнички, / Налагает ведь он войлоки на войлоки, / На верёх-то он седелышко черкасское. / А и крепко он подпруги подтягивал, / А и подпруги шолку заморского, / А й заморского шолку шолпанского, / Пряжки славныя меди бы с казанския, / Шпенечки-то булат-железа сибирского, / Не красы-басы, братцы, молодецкия, / А для укрепушки-то было богатырскии. К «общим местам» относятся также описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне.
Другими словами, Хлестаков врет не с целью обмануть других ради выгоды - он вообще лишен практической сметки и даже не сразу понял, что его принимают за другого. Если бы он сознательно пыталчся играть важную персону, его бы в момент разоблачили. Нет, Хлестаков врет вдохновенно, как говорят, "из любви к искусству". Он не сколько врет, сколько сочиняет, как сочиняют дети. И, так же как и дети, он обожает быть в центре внимания. А тут такой случай подвернулся! Его внимательно слушают, ему верят - и вот он начинает нести совсем уже невероятную чепуху. И этой чепухе верят все, даже прожженый плут городничий, который "...мошенников над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул".
Объяснение:
Хлестакова действительно очень трудно сыграть именно таким, каким задумал его Гоголь. Хлестаков непохож на остальных персонажей комедии тем, что он абсолютно искренен и простодушен. Да, он неумен и легкомыслен, но это как раз сыграть нетрудно, а вот ту искренность, с которой он верит собственной лжи...
Как сам Гоголь писал Пушкину вскоре после премьеры "Ревизора" в 1836 году, "Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит. Он развернулся, он в духе, видит, что всё идет хорошо, его слушают - и по тому одному он говорит плавнее, развязнее, говорит от души, говорит совершенно откровенно и, говоря ложь, выказывает именно в ней себя таким, как есть."