Художественные и стилевые особенности «Повести временных лет» «Повесть временных лет», где рассказ о событиях современности предваряется припоминаниями о деяниях славных князей веков — Олега Вещего, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, сочетает оба эти стиля. В стиле монументального историзма ведется, например, изложение событий времени Ярослава Мудрого и его сына — Всеволода. Достаточно напомнить описание битвы на Альте (ПВЛ, с. 97—98), принесшей Ярославу победу над «окаянным» Святополком, убийцей Бориса и Глеба: Святополк пришел на поле боя «в силе тяжьце», Ярослав также собрал «множьство вой, и изыде противу ему на Льто». Перед битвой Ярослав молится богу и своим убитым братьям, прося их на противнаго сего убийцю и гордаго». И вот уже войска двинулись навстречу друг другу, «и покрыша поле Летьское обои от множьства вой». Лонгсливы для мужчин -выбор поклонников casual и спортивного стиля! Выбирай и покупай онлайн. На рассвете («въсходящу солнцу») «бысть сеча зла, яка же не была в Руси, и за рукы емлюче сечахуся, и сступашася трижды, яко по удольемь [долинам, ложбинам] крови тещи». К вечеру Ярослав одержал победу, а Святополк бежал. Ярослав вступил на киевский престол, «утер пота с дружиною своею, показав победу и труд велик». Все в этом рассказе призвано подчеркнуть историческую значительность битвы: и указание на многочисленность войск, и детали, свидетельствующие об ожесточенности битвы, и патетическая концовка — Ярослав торжественно восходит на киевский престол, добытый им в ратном труде и борьбе за «правое дело». И в то же время оказывается, что перед нами не столько впечатления очевидца о конкретной битве, сколько традиционные формулы, в которых описывались и другие сражения в той же «Повести временных лет» и в последующих летописях: традиционен оборот «сеча зла», традиционна концовка, сообщающая, кто «одоле» и кто «бежа», обычно для летописного повествования указание на многочисленность войск, и даже формула «яко по удольемь крови тещи» встречается в описаниях других сражений. Словом, перед нами один из образцов «этикетного» изображения битвы. С особой заботой выписывают создатели «Повести временных лет» некрологические характеристики князей. Например, по словам летописца, князь Всеволод Ярославич был «издетьска боголюбив, любя правду, набдя убогыя [заботился о несчастных и бедных], въздая честь епископом и презвутером [попам], излиха же любяше черноризци, и подаяше требованье им» (ПВЛ, с. 142). Этот тип летописного некролога будет не раз использован летописцами XII и последующих веков.
Применение литературных формул, предписываемых стилем монументального историзма, придавало летописному тексту особый художественный колорит: не эффект неожиданности, а, напротив, ожидание встречи со знакомым, привычным, выраженным в «отшлифованной», освященной традицией форме, — вот что обладало силой эстетического воздействия на читателя. Этот же прием хорошо знаком фольклору — вспомним традиционные сюжеты былин, троекратные повторы сюжетных ситуаций, постоянные эпитеты и тому подобные художественные средства.
Стиль монументального историзма, таким образом, не свидетельство ограниченности художественных возможностей, а, напротив, свидетельство глубокого осознания роли поэтического слова. Но в то же время этот стиль, естественно, сковывал свободу сюжетного повествования, ибо стремился унифицировать, выразить в одинаковых речевых формулах и сюжетных мотивах различные жизненные ситуации.
повесть н.в. гоголя «тарас бульба» - повесть. она рассказывает о жизни казаков в запорожской сечи, об их сражениях за независимость украины. главный герой повести – старый казак тарас бульба, один из лучших воинов сечи. всю свою жизнь он провел в битвах и не мыслит себе другой жизни. бульба до последней капли крови предан законам казачьей чести. он верен своим товарищам, ценит и любит их больше своей жизни. смысл жизни тараса бульбы – в служении товариществу, родине и православной вере. у героя есть два сына. это остап и андрий. оба они молоды, только вернулись с учебы. тарас мечтал, чтобы его сыновья стали настоящими казаками, защитниками отечества. поэтому он берет их с собой в запорожскую сечь. в это время по всей казачьей земле пролетела весть: на украину идут поляки. польские захватчики уже заняли много украинских земель и не собираются останавливаться. узнав об этом, казаки тут же отправились на защиту своей родины. и остап, и андрий смело бились с врагами. тарас гордился своими сыновьями. он был рад, что из его «кровиночек» получатся отличные воины. но мечтам героя не было суждено сбыться. сначала он потерял своего младшего сына – андрия. юноша влюбился в полячку и перешел ради нее на сторону врага. когда тарас узнал, что его сын – предатель, горю его не было предела. но для бульбы предательство было самым большим преступлением. поэтому он сам, своей рукой, наказал предателя. бульба застрелил своего сына. но вскоре тарасу бульбе пришлось потерять и своего остапа. его взяли в плен проклятые «ляхи». не минуту не может об этом забыть израненный и больной бульба. сначала он решается добыть хоть какие-то вести о сыне. а потом пытается спасти его. но все напрасно. остап погибает. перед казнью он мужественно перенес множество пыток. тарас, несмотря на свое горе, невольно гордился сыном. бульба поддерживает остапа в последнюю минуту, вселив в него мужество и веру. тарас бульба – несчастный человек. он пережил настоящую трагедию. герой потерял всех своих детей. но остапом он мог гордиться, потому что тот погиб как настоящий воин, казак. а вот андрий оказался предателем. и это, как мне кажется, страшнее всего для героя.
"Судьба человека")
Я надеюсь что