Метафора: голову пред ложью, буйствует в груди прозрачною волною.
Инверсия: трав неясный запах; для безбрежного покинув скудный дол, /Летит за облака Юпитера орел, /Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.
Олицетворение: звук хватает на лету.
Эпитеты: вечное томление сердец, голову маститую, ложью роковою, сноп мгновенный, в верных лапах.
Риторическое восклицание: Как беден наш язык!
Антитеза: ни другу, ни врагу.
Риторическое обращение: Лишь у тебя, поэт;
Сравнение: слова звук /Хватает на лету и закрепляет вдруг /И темный бред души и трав неясный запах; /Так, для безбрежного покинув скудный дол, /Летит за облака Юпитера орел.
Объяснение:
Краткое содержание «Русалочка» для читательского дневника
ФИО автора: Ханс Кристиан Андерсен
Название: Русалочка
Число страниц: 48. Х. Г. Андерсен. «Русалочка». Издательство «РОСМЭН», 2012 год.
Жанр: Сказка
Год написания: 1836 год
Главные герои
Русалочка – самая младшая дочь морского царя, добрая, отзывчивая, любящая.
Принц – красивый молодой человек, честный, порядочный.
Морская ведьма – злая, коварная колдунья, отнявшая у Русалочки ее чудный голос.
Принцесса – милая девушка, которую Принц по ошибке принял за свою
Сестры Русалочки – добрые, любящие сестры, которые пытались уберечь Русалочку от необдуманных поступков.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
для самых рациональных - Краткое содержание «Русалочка»
для самых компанейских - Главные герои «Русалочка»
Сюжет
На самом дне глубокого синего моря стоял прекрасный дворец, в котором жил Морской Царь со своей матерью и шестью дочерьми русалочками. По старой традиции, когда русалочке исполнялось пятнадцать лет, она получала возможность подниматься на поверхность моря. Каждый раз, когда кто-то из старших сестер достигал пятнадцатилетия, самая младшая Русалочка, затаив дыхание, слушала рассказы об удивительно красивых закатах и восходах, золотом песке и искрящихся льдинах.
Когда Русалочке, наконец, исполнилось пятнадцать лет, она поднялась на поверхность моря и увидела огромный корабль, на котором играла музыка. Но больше всего поразил воображение Русалочки прекрасный Принц, в которого она тут же влюбилась. Неожиданно разыгралась сильная буря, и королевский корабль пошел ко дну. Русалочка Принца от верной смерти, вытащив его бесчувственного на берег.
Русалочка так хотела оказаться среди людей и быть ближе к Принцу, что отважилась на визит к Морской ведьме. Та согласилась превратить ее рыбий хвост в человеческие ножки, но взамен Русалочка должна была отдать ей свой чудесный голос. Кроме того, каждый шаг по земле будет причинять ей сильную боль, как будто она ступает по острым кинжалам. Если Принц женится на другой девушке, Русалочка тут же превратится в морскую пену.
Русалочка без раздумий согласилась на все условия Морской ведьмы. Она выпила волшебный напиток и очутилась без сознания на морском берегу, где ее нашел Принц. Он очень привязался к милой безголосой девушке с летящей походкой. Однако вскоре Принц должен был жениться на Принцессе из соседней страны. Впервые увидев ее, он не сомневался, что это именно она его в ту страшную бурю.
В тот же вечер к Русалочке приплыли ее сестры. Они протянули ей нож, который обменяли у Морской ведьмы на свои чудесные косы. Этим ножом нужно было убить Принца, чтобы вновь стать русалочкой и вернуться во дворец. Однако Русалочка не смогла совершить убийство любимого человека. На рассвете она должна была превратиться в морскую пену, но тут появились Дочери воздуха, которые забрали Русалочку с собой.
План пересказа
Жизнь в Морском дворце.
Русалочка впервые всплывает на поверхность моря.
Принца.
Договор с Морской ведьмой.
Русалочка превращается в человека.
Знакомство с Принцем.
Свадьба Принца и Принцессы.
Русалочка становится Дочерью воздуха.
Главная мысль
За любовь нужно платить, порой, очень высокую цену.
Чему учит
Сказка учит любить и жертвовать собственными интересами ради счастья любимых людей, учит никогда не предавать своих близких.
Топтыгин 1-й — один из героев сказки «Медведь на воеводстве».
Мечтал запечатлеть себя в истории блестящим злодеянием, но с
похмелья принял за «внутреннего супостата» безвредного чижика и
съел его. Стал всеобщим посмешищем и уже ничем не смог исправить
свою репутацию даже у начальства, как ни старался — «забрался ночью
в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума
человеческого в отхожую яму свалил». «А если б он прямо с
типографий начал — быть бы ему... генералом».
Топтыгин 2-й — персонаж сказки «Медведь на воеводстве». Прибыв
на воеводство в расчете разорить типографию или спалить университет,
обнаружил, что все это уже проделано. Решил, что надо уже не «дух»
искоренять, а «прямо за шкуру приниматься». Забравшись к соседнему
мужику, задрал весь скот и хотел разрушить двор, но был застигнут и с
позором посажен на рогатину.
Топтыгин 3-й — персонаж сказки «Медведь на воеводстве». Встал
перед мучительной дилеммой: «мало напакостишь — поднимут на
смех; много напакостишь — на рогатину поднимут...» Прибыв на
воеводство, затаился в берлоге, не вступая в управление, и обнаружил,
что и без его вмешательства все в лесу идет заведенным порядком. Стал
выходить из берлоги только «для получения присвоенного содержания»
(хотя в глубине души недоумевал, «зачем воевод посылают»). Позже
был убит охотниками, как «все пушные звери», тоже по заведенному
порядку.
Анализ сказки "Премудрый пескарь"
В 1883 г. появился знаменитый «Премудрый пескарь», ставший за минувшие
сто с лишним лет хрестоматийной сказкой Щедрина. Сюжет этой сказки
известен каждому: жил-был пескарь, который поначалу ничем не отличался
от себе подобных. Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить, не
высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени,
мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь мимо – ни семьи, ни
детей. Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая заглотнула. Только
перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: « Кому он Кого что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и
умирал – дрожал». Только перед смертью осознает обыватель, что никому-то
он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит.
Но это – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А
подтекст карикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов
современной мещанской России хорошо объяснил художник А.Каневский,
делавший иллюстрации к сказке «Премудрый пескарь»: «….всякому понятно,
что Щедрин говорит не о рыбе. Пескарь – трусливый обыватель, дрожащий за
собственную шкуру. Он человек, но и пескарь, в эту форму облек его
писатель, и я, художник, должен ее сохранить. Задача моя – сочетать
образ запуганного обывателя и пескаря, совместить рыбьи и человеческие
свойства. Очень трудно «осмыслить» рыбу, дать ей позу, движение, жест.
Как отобразить на рыбьем «лице» навеки застывший страх? Фигурка
пескаря-чиновника доставила мне немало хлопот….».
Страшную обывательскую отчужденность, замкнутость в себе показывает
писатель в «Премудром пескаре». М.Е.Салтыкову-Щедрину горько и больно за
русского человека. Читать Салтыкова-Щедрина довольно не Поэтому,
может быть, многие так и не поняли смысла его сказок. Но большинство
«детей изрядного возраста» оценили творчество великого сатирика по
заслугам.
В заключении хочется добавить, что высказанные писателем в сказках мысли
современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена временем и особенно остро
она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые
переживает сегодня