Стихотворение "русь" принесло славу никитину. поэт восхищается богатством и простором руси. в стихотворении нет рифмы. в народных стихах ее часто не бывает. но в стихотворении ритм важнее рифмы. в былинах три ударения в строке: два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. такой же ритм в стихотворении « русь» . чтобы воспеть русь, поэт выбирает былинный стих. былины воспевают богатырей – защитников страны. могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, подобными народным. стихотворение напоминает народную песню. былинный стих звучит напевно, протяжно, как народная песня. родина – не только степи, горы, луга и поля. родина – это народ. и о народе поэт рассказывает, используя приемы, присущие народной поэзии. необычный порядок слов в строке, в предложении служит для выделения наиболее важных слов. сказителям так было удобнее, потому что они знали: в строке, которая заканчивается прилагательным, ударение обязательно будет на третьем слоге от конца. это удерживать заданный ритм. никитин использует инверсию, чтобы стихотворение звучало, как былина. критик олег лагунский так писал о стихотворении «русь» :«когда читаешь «русь» - особенно вслух, - обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся россией. удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле! " стихотворение делится на 3 смысловые части. первая часть- описывается природа руси. вторая часть посвящена россии. в третьей части описывается богатство родной земли, гостеприимство народа, открытость страны для тех, кто придёт с добром. стихотворение «русь» - это гимн родной земле.
Врассказе «кавказский пленник» лев николаевич толстой знакомит нас с двумя офицерами — жилиным и костылиным. своё произведение автор строит на противопоставлении этих героев. показывая нам, как они ведут себя в одинаковых ситуациях, толстой выражает своё представление о том, каким должен быть человек. в начале рассказа писатель сводит этих героев вместе. мы узнаём, что жилин решается на опасный поступок, потому что торопится к матери, а костылин — только потому, что «есть хочется, да и жара». жилина автор описывает так: «…хоть невелик ростом, а удал был». «а костылин — мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт». такая разница во внешнем описании ещё больше усиливается смыслом фамилий героев. ведь фамилия жилин перекликается со словом «жила», и героя можно назвать жилистым человеком, то есть крепким, сильным и выносливым. а в фамилии костылин звучит слово «костыль»: и действительно, ему нужны опора и поддержка, а сам он ничего не может. жилина писатель изображает решительным, но в то же время предусмотрительным человеком: «надо выехать на гору, поглядеть…». он умеет оценить опасность и рассчитать свои силы. в отличие от него, костылин легкомыслен: «что смотреть? поедем вперёд». испугавшись татар, он повёл себя, как трус. даже к лошади герои относятся по-разному. жилин называет её «матушкой», а костылин безжалостно «ожаривает» её плетью. но ярче всего различие характеров героев проявляется тогда, когда они оба оказываются в татарском плену. попав в плен, жилин сразу проявляет себя смелым, сильным человеком, отказавшись платить «три тысячи монет»: «…с ними что робеть, то хуже». более того, жалея мать, он сознательно пишет адрес «не так», чтобы письмо не дошло. а костылин, напротив, несколько раз пишет домой и просит прислать денег для выкупа. жилин поставил себе цель: «я уйду». он не теряет времени зря, наблюдает за жизнью, бытом и привычками татар. герой научился «понимать по-ихнему», стал рукодельничать, мастерить игрушки, лечить людей. этим он сумел расположить их к себе и даже завоевал любовь хозяина. особенно трогательно читать о дружбе жилина с диной, которая и спасла его в конце. на примере этой дружбы толстой показывает нам своё неприятие корысти и вражды между наро. а костылин «по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит». своему уму и смекалке жилин смог организовать побег и как друг взял костылина с собой. мы видим, что жилин мужественно терпит боль, а «костылин всё отстаёт и охает». но жилин не бросает его, а несёт на себе. оказавшись в плену во второй раз, жилин всё равно не сдаётся и бежит. а костылин пассивно ждёт денег и вовсе не ищет выхода. в конце рассказа оба героя спаслись. но поступки костылина, его трусость, слабость, предательство по отношению к жилину вызывают осуждение. уважения заслуживает лишь жилин, ведь он выбрался из плена своим человеческим качествам. толстой испытывает к нему особую симпатию, восхищается его упорством, бесстрашием и чувством юмора: «вот я и домой съездил, женился! » можно сказать, что свой рассказ писатель посвятил именно жилину, ведь он назвал его «кавказский пленник», а не «кавказские пленники».