сочинение
«фауст» — трагедия познания
фауст же, наоборот, стремится вырваться из оков средневековой науки и познать жизнь во всей ее красоте и многообразии. а это познание невозможно без движения вперед. «деяние — начало бытия», — эту мысль поэт развивает на протяжении всего действия трагедии, ведь только своей деятельностью, своим трудом человек может проложить себе дорогу в будущее и доказать величие человеческого рода.
еще одним существенным фактом, в котором твердо уверен автор, является то, что любое познание невозможно без сомнения. отсюда и вытекает основной мотив драмы — борьба противоположностей, возникновение постоянных противоречий. потому и происходит в душе героя столкновение веры и сомнения, душевного порыва и холодного рассудка, что все это — неотъемлемые части сложного, порой трагического процесса постижения истины. наиболее ярко этот мотив выражен в словах фауста:
ах две души живут в больной груди моей
друг другу чуждые, — и жаждут разделенья!
лонгрен, бывший когда-то моряком, жил со своей дочерью ассоль на средства от продажи сделанных им парусников и кораблей. соседи не любили его. они считали лонгрена виновным в смерти трактирщика. меннерс когда-то не оказал мери, жене лонгрена, которая пытаясь спасти от голода малютку ассоль, обратилась к нему за деньгами. ей пришлось идти по непогоде в город, чтобы заложить кольцо. после этого она заболела и умерла. поэтому, когда меннерс тонул, стоявший на берегу лонгрен не оказал ему . из-за с отцом, земляки не жаловали и ассоль. она росла одна, заменяя общение с другими детьми мечтами.
в один из дней, отец отправил ассоль в город с товаром. играя, девочка спустила на воду яхту с алыми парусами. ручей подхватил игрушку и понес по течению. малышка долго бежала, не упуская яхту из виду, но догнать не смогла. ей незнакомец. старик эгль вернул девочке игрушку и пообещал, что когда-нибудь, года ассоль уже будет большой, к берегу их деревни подойдет яхта с алыми парусами. на виду у изумленных жителей деревни прекрасный храбрый принц заберет ее в страну розовых грез. с тех пор ассоль не переставала ждать яхту с алыми парусами. жители деревни смеялись над ней.
артур грей был рожден в богатой семье. несмотря на воспитание в аскетичной атмосфере он был отзывчив. восхищаясь картиной мариниста юноша понял порыв рвущейся на волю души и поступил на службу на шхуну «ансельм». он любил море и через несколько лет упорный молодой человек стал владельцем галиота «секрет». судно грэя прошло через океан и оказалось недалеко от каперны – местечка, где жила ассоль. молодой капитан отправился с матросом на . выспавшись на берегу у костра грэй отправился прогуляться и увидел спящую девушку, которая поразила его своей красотой. на ее мизинец он надел кольцо.
в трактире погибшего меннерса, где делами заправлял его сын, грэй услышал о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами. угольщик, выгнанный из трактира, сказал грэю, что ассоль вовсе не сумасшедшая. у этой девушки богатый и интересный внутренний мир. пораженный , молодой капитан купил алый шелк и нанял музыкантов. «секрет» мыс у берега каперны. все жители собрались на берегу, чтобы посмотреть на чудесный корабль с алыми парусами. прибежала туда и ассоль. в причалившей к берегу лодке ее встретил грэй. он забрал потрясенную сбывшимся предсказанием девушку на «секрет», который уже на следующий день был далеко от каперны.
Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»).
Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия. В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния.
Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория. Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.
В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Сам главный герой пытается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Себя Раскольников пытается отнести к последней категории. Он решает совершить пробу, чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям. Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей. Содеянное зло никому не приносит пользы. Достоевский начинает опровержение теории Раскольникова. Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Герою не удался эксперимент над собой. Он не смог без угрызений совести «переступить через кровь». Раскольников приходит к выводу, что он такая же »тварь дрожащая», как и все остальные люди. Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона. Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными. Смерть старухи отрезала его от окружающих. Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик. Раскольников чувствует свою полную отгороженность от мира и людей. Понять истину случившегося в таком одиночестве невозможно: сознание героя не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Родион открывается Соне Мармеладовой, которая является также преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Под влиянием Сони Раскольников сознается в убийстве и получает справедливое наказание. Даже на каторге он не хочет отступить от своей теории. Осознание вины и покаяние дается Родиону не сразу. Именно доброта, вера в людей и в бога Сонечки Мармеладовой герою отказаться от своей бесчеловечной теории. Окончательный крах идеи происходит в его последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя счастья всего человечества. Пустынная земля—вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается его постепенное возвращение к людям. Родион начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться другим. Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, понимает, что счастье не может быть построено на преступлении. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь побеждает эту теорию.
Таким образом, Достоевский в своем романе проводит мысль, что преступление недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет права на существование.