горький не только показал жертв несправедливого общественного строя, но глубоко проник в их психологию, раскрыл индивидуальное своеобразие личности каждого, даже самого забитого человека. тяжесть жизни и борьба за существование уродуют психику людей, в них злобу, жестокость, хитрость. но в
произведениях горького появились и люди, которые высоко ценят человеческое достоинство, протестуют против унижения, лжи и несправедливости.яркий пример калечащего влияния мира капитала на душу человека дан горьким в рассказе “челкаш”.сильный, работящий и, в общем-то, неплохой парень гаврила вынужден
податься на заработки в город. после тяжелых деревенских работ гавриле кажется, что городским все достается легко. встретившись с бродягой, вором и пьяницей челкашом, он обретает в его лице , покровителя, “учителя жизни”. “гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой и
чувствовал, что он хочет скорее видеть хозяина”.гавриле нужны деньги, он вначале согласен на все ради наживы, но, пережив животный страх, лишается остатков того человеческого, что было в его душе. “волнения этой ночи выглодали, наконец, из него все человеческое”. гаврила забыл, что чел-каш его
кормил, приютил, как сам гаврила клялся ему в вечной дружбе. сейчас он чувствовал только опасность, которую нес в себе этот человек и которая исходила на него, гаврилу. но узнав про деньги, которые сулит челкаш, гаврила соглашается на все, даже “душу загубить”. нет в этом парне никаких принципов.
ради наживы он готов убить своего подельника, даже пытается это сделать, а когда не удается, гаврила унижается и ползает перед челкашом: “сделай доброе дело! пропащий ведь ты… нет тебе пути. а я бы — ох! дай ты их мне! ” босяк и вор, контрабандист и пьяница, челкаш оказывается морально выше и
благороднее этого крестьянского парня, мечтающего разбогатеть, вложить деньги в хозяйство. но средства, которыми он хочет добиться своей, может быть, хорошей цели, низки. даже челкашу стал омерзителен этот стяжатель, жалкий и ничтожный.— на! крикнул он, дрожа от возбуждения, острой жалости и
ненависти к этому жадному рабу. и, бросив деньги, он почувствовал себя героем.
челкаш удивлен низостью, до которой может упасть человек. “разве из-за денег можно так истязать себя? … за пятак себя продаете! ” этот бродяга отличается благородством и чувством собственного достоинства, но он не
герой, избранник судьбы, а скорее такая же жертва этого бездушного и алчного мира, как гаврила. в статье “беседы о ремесле” горький прямо осудил босячество, говоря, что никаких надежд на него не возлагал. что же касается анархизма босяков, то писатель резко осудил его в легенде о ларре. в рассказах
о босяках писатель наглядно показал бессилие их анархизма и стихийного протеста
для меня имеет важную роль. ведь она показывает твое воспитание,блогородство и достоинство,отражает внутреннее нравственное достоинство человека. она нужна не обществу,а человеку.
долг бывает разным..долг перед родиной. или долг,который ты должен отдать за доброту,проявленную в твою
сторону,или же это уважение к праву другого,даже не человека. ты должен когда-то отдать свой долг,за свою жизнь,какой бы она не была.
совесть - внутренний голос человека, который нам поступать именно так,как мы считаем правым, или сформулировать нравственные обязаности
.
вывод можно додумать немного из выше сказанных слов =)
нажми, чтобы рассказать другим, насколько ответ полезен